Это подтверждается тем, что основные функции модели организационной деятельности достаточно полно согласуются, с одной стороны, с известной концепцией А.С. Макаренко об основных стадиях развития коллектива, а с другой – с имеющимися точками зрения на этапы овладения профессиональным мастерством.
Известно, что 1-й стадии развития учебно-производственного коллектива, который характеризуется недостаточной организованностью, заметной разобщенностью его членов, так же как и на 1-й стадии зрелости профессионального мастерства, характеризующего неумением организовывать свой труд, свое рабочее место, соответствует исключительно исполнительный характер деятельности.
На этой стадии всю организаторскую и управленческую деятельность осуществляет мастер: он руководит учащимися, координирует их действия; он планирует и корректирует им задания; он контролирует и учитывает результаты их работы. На 1-й стадии зрелости коллектива позицию учащихся отличает исполнительная дисциплина, чувство ответственности, готовность точно и неукоснительно исполнять все требования педагога, а также инструкций и правил, которые регулирует его поведение и действия в тех или иных ситуациях.
2-я стадия развития коллектива и профессионального мастерства характеризуется наличием в учебно-производственной группе надежного актива, не только готового, но и способного выполнять производственные задания и общественные поручения. На этом этапе мастер ПО, приобщая учащихся к управлению и самоуправлению учебно-производственными и общественными делами своего коллектива, оставляет за собой только организаторские функции: предъявлять требования и принимать решения, намечать перспективы, выдвигать цели и формулировать задачи учащихся, а также определить эффективность и вырабатывать критерии оценки работы каждого члена коллектива и группы в целом. Действия мастера по управлению, то есть координации, корректировке и учету деятельности и «актива» направлены на поддержку усилий его органов самоуправления, с одной стороны, – на выработку у них умений самостоятельно управлять вверенным им оборудованиям, самим регулировать ритм и объем своего труда; совершать координацию своих профессиональных действий; вносить в них коррективы, поправки, с другой стороны – на развитие у учащихся умений самим регулировать, проектировать и оценивать свои взаимоотношения с «подчиненными» и другими исполнителями функций уполномоченных мастера и коллектива.
3-ю стадию развития коллектива и соответственно 3-ю стадию зрелости профессионального мастерства отличает полная поддержка учащимися деятельности мастера ПО, инициативный, творческий характер их профессионально-трудовой и общественно-полезной деятельности. В коллективе на этой ступени его зрелости сформулировано единое общественное мнение, утвердился демократический стиль взаимоотношений, каждый учащийся, будучи защищен от несправедливости, способен предъявлять к себе более высокие требования, чем другие, – у него появляется потребность в самовоспитании, самосовершенствовании.
Суть педагогического аспекта организации самоуправленческой деятельности заключается в том, чтобы обеспечить методически грамотное инструктирование этого процесса необходимыми и достаточными организационными формами и методами.
Констатирующий
эксперимент и его анализ
Экспериментальное исследование проводилось в логопедической подготовительной группе детского сада № 123 г. Тюмени. В исследовании участвовало 20 детей с ОНР III уровня, которые были распределены в экспериментальную и контрольную группы. Исследование состояния связной речи начиналось с изучения имею ...
Проблемы диагностики и развития
внимания младшего школьника
Известно, что хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, ...
Школы ФРГ
В Федеративной Республике Германии организация народного образования находится в ведении отдельных земель (всего 10 земель). На каждой из этих территорий создано министерство, ведающее вопросами культуры, просвещения, вероисповеданий. На правах общефедеративного органа действует Постоянная конферен ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.