Следует отметить характерные особенности социально-психологического климата: во-первых, это одна из сторон жизнедеятельности людей; во-вторых, он неодинаков в разных коллективах; в-третьих, он по-разному влияет на членов коллектива; в-четвертых, его влияние сказывается на психологическом самочувствии людей.
Это понятие используется для определения отношений членов коллектива друг с другом как психологических условий жизнедеятельности. Содержательная характеристика психологического климата связана, как правило, с самочувствием человека в коллективе; он складывается тогда, самочувствие людей переносится на их отношение к труду и другим членам коллектива. Кроме того понятием «социально-психологический» климат обозначают систему отношений членов коллектива друг с другом, которая включает не только психические реакции, но и общественные отношения людей. Те и другие составляют содержание межличностных отношений в коллективе. Межличностные отношения в коллективе не являются зеркальным отношением общественных отношений, хотя определяют развитие и формирование первых. Те и другие отношения могут иметь относительную независимость.
Это значит, что содержательная характеристика социально-психологического климата коллектива определяется состоянием взаимоотношений его членов.
При рассмотрении аналогии социально-психических явлений с климатом, во-первых, раскрывается значение групповых эффектов как условия межличностного взаимодействия в коллективе, определяющего обратное влияние межличностных отношений на совместную предметно-практическую деятельность людей. Влияние социально-психологического климата на практическую сторону жизнедеятельности членов коллектива обеспечивается активностью их сознания, которая проявляется в регулятивной функции психики. Регулятивная роль социально-психологического климата определяет его практическое значение в жизнедеятельности коллектива.
Во-вторых, социально-психологический климат характеризуется как состояние межличностных отношений, что предполагает их изменчивость. Динамика изменений социально-психологического климата обусловлена в 1-ю очередь материально-техническими и организационно-управленческими условиями предметно-практической деятельности людей и во 2-ю очередь – отражением и пониманием межличностных отношений как взаимоотношений.
Члены коллектива как личности социально-психологического климата определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими процессами. Психологические способности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, тем самым влияя на взаимоотношения в коллективе. Индивидуально-психологические особенности людей проявляются в межличностных отношениях.
При более глубоких и тесных взаимосвязях людей в процессе совместной деятельности в коллективе именно взаимодополнение психологических качеств может стать важным условием формирования положительных отношений, улучшения социально-психологического климата.
Индивидуально-психологические факторы в процессе совместной деятельности преобразуются под воздействием межличностных отношений и взаимоотношений, превращаясь из детерминант социально-психологического климата в его продукт в виде измененных свойств личности.
Сложившиеся в коллективе отношения, выступая в качестве объективных условий трудового взаимодействия и общения, требуют от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения и оказывают активное влияние на формирование черт его характера.
В отношения взаимовлияния включаются и оценки восприятия людьми друг друга. В процессе общения каждый человек, оценивая другого, начинает относится к нему с позиции этих оценок, независимо от того, адекватны они или нет. Человек же, испытывающий на себе влияние оценок его многими людьми, стремится обрести и сохранить определенное равновесие во взаимоотношениях с окружающими. Поэтому человек ведет себя в соответствии с тем, что от него ожидают и что ему «подсказывают» своим отношением к нему, оценками его другими людьми. При ошибочном отрицательном мнении окружающих о человеке он оказывается либо в конфликте с самим собой, если принимает «навязываемую» ему модель поведения, но не одобряет ее, либо в конфликте с окружающими, если ее не принимает.
В результате многочисленных исследований взаимоотношений в коллективе было установлено, что при положительном их развитии повышается производительность труда, снижается текучесть рабочей силы, уменьшается острота конфликтов, повышается эффективность руководства людьми, улучшается общее психологическое самочувствие членов коллектива.
Взаимоотношения оказывают разностороннее воздействие на членов коллектива, приводя индивидуальные формы их поведения и деятельности в соответствии с принятыми в коллективе нормами. Этот процесс предполагает знание членами коллектива друг друга, их общественно-трудовой и индивидуально-личностной взаимосвязей. Эти знания включаются в процессы регуляции межличностных отношений в коллективе. В них отражается понимание общественных и индивидуальных целей совместной деятельности, возможностей их достижения при тех или иных условиях и взаимоотношениях в коллективе.
Исторические корни развивающего обучения
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении - это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель - в Древней Греции, Квинтилиан - ...
Применение
практических заданий в курсе основ безопасности жизнедеятельности
Главная цель организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности в школе: дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, сохранения и укрепления свое ...
Урок-экскурсия в историческом музее
учащихся в тех случаях,когда объект экскурсии является.опорой гананий по историиЗНет. пожалуйТ ' нм- одной экскурсии, в которой в той или иной мере не сообщались экскурсоводомопосредованные сведения. Например, в музейных экскурсиях по живописи, скульптуре или архитектуре, помимо анализа произведени ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.