Информация о педагогике » Психолого-педагогические условия развития ученического самоуправления » Внешняя и внутренняя организационная структура коллектива ПТУ

Внешняя и внутренняя организационная структура коллектива ПТУ

Страница 1

На процесс функционирования учебной группы серьезное влияние оказывает ее организационная структура.

Коллектив ПТУ имеет следующую внешнюю организационную структуру: в состав училища входит большое количество учебных групп; их количество может быть различным. ПТУ имеют в своем составе 2 педагогических коллектива – мастеров и преподавателей по общеобразовательным дисциплинам, в каждом из которых есть свой руководитель.

Учебная группа как первичный коллектив также имеет свою внешнюю и внутреннюю структуру и свои органы самоуправления.

Каждой группой, помимо педагогов, руководит мастер ПО. Его ближайшим помощником является актив группы, то есть лица, входящие в органы самоуправления.

Внутренняя структура учебной группы состоит из разного количества микрогрупп, объединенных на основе неофициальных целей. В этих микрогруппах есть свои лидеры – руководители, обычно пользующиеся у учащихся авторитетом.

Главную роль в процессе функционирования группы принимают слаженной, эффективной деятельности всех ее компонентов. Особенно ответственна роль органов управления группы, конкретных ее руководителей, призванных обеспечить ее слаженную деятельность, создать в коллективе обстановку творческой активности, инициативы, дисциплинированности и сплоченности.

Экспериментальное изучение стиля руководства мастеров показало, что влияние стиля руководства мастера группой особенно сказывается на характере взаимоотношений между учащимися, а взаимоотношения составляют основной компонент психологического климата в группах. Существуют различные стили руководства мастера группы: «авторитарный», демократический, «стихийный».

В группе, где стиль руководства мастера демократический, быстрее возникают дружеские взаимоотношения между мастером и учениками, а также между учащимися. В этих группах четко выражены отношения ответственности и зависимости, особенно отношения взаимопомощи и взаимоответственности. Учащиеся охотно оказывают друг другу помощь по работе, к поступкам своих соучеников относятся с большим чувством ответственности и критичности.

В группе, где стиль руководства мастера авторитарный характер взаимоотношений между мастером и учениками, а также между учащимися мешает сплочению коллектива, возникновению отношений взаимопомощи и взаимной ответственности.

Совсем неблагополучными, чаще всего конфликтными являются взаимоотношения в группе, где стиль руководства мастера – стихийный. В этих группах руководителями являются неформальные лидеры из учеников, которые нередко имеют отрицательную направленность, так как мастер не справляется со своими обязанностями. Отношения взаимной помощи и ответственности в группе между учащимися не возникают.

Внутренняя неформальная структура учебной группы в значительной степени зависит от характера взаимоотношений в группе. Чем сплоченнее, дружнее группа, тем структура ее «монолитнее», тем менее она имеет дробный характер, тем менее в ней микрогрупп. В таких учебных группах члены ее тесно связаны между собой не только неформальными частными целями, но и деловыми, общими. При этом и те, и другие цели способствуют ее сплоченности.

В группах конфликтных, где учащиеся объединены чаще всего неформальными целями, структура иная, более дробная. Группа состоит из микрогрупп, включающих большое количество учащихся, возглавляемых обязательно неформальными лидерами.

В группах разобщенных, со спокойно-безразличным характером взаимоотношений учащихся друг с другом, организационная структура включает обычно большое количество маленьких группок, состоящих из 2–3 человек.

Таким образом, по внутренней структуре можно судить о характере взаимоотношений в группе. В одном и том же училище возможны учебные группы, в которых взаимоотношения между учащимися самые разные, следовательно, и структура их различна.

Изучение целей, сплачивающих учащихся, объединяющих их в микрогруппы, показывает зависимость неформальной структуры от целей. Именно «пестрые» группы, где много маленьких микрогрупп, характеризуются неформальными, частными целями общения. Если же цели объединения учащихся формальные, общественные, то и внутренняя структура группы представляет собой «монолит».

Устойчивость неформальной структуры зависит от устойчивости целей и от характерологических особенностей самих учащихся. Структура группы ПТУ в большинстве своем очень динамична. Она различна не только на 1-м и 2-м году обучения, но и изменяется на протяжении 1-го года обучения.

Каждая группа ПТУ за период обучения проходит несколько стадий своего развития, начиная от простой адаптации, усвоения профессии группой, до формирования общего мнения, формирования групповых норм поведения, уровня требовательности. Поэтому уровень развития групп в ПТУ различен.

Социально – психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты в конечном итоге выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решением общих задач коллектива.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Школа и педагогика в Западной Европе во второй половине 20 века и на современном этапе
Со второй половины 20 века, при переходе человечества к постиндустриальному (информационному) этапу развития, система образования вступила в противоречие с новой ситуацией в обществе. Усложнение производства и необходимость более высокой профессиональной квалификации, научно-техническая революция и ...

Вопросы подготовки детей к школе в психолого-педагогической и методической литературе
Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником: · выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учест ...

Свободная педагогика Ж.Ж. Руссо
Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ре ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru