Опираясь на результаты собственного опыта, члены коллектива организовывают и согласовывают тактику и стратегию своего поведения, что сказывается на взаимоотношениях в первичных общностях людей.
Социально-психологический климат коллектива может быть относительно независимым от общественного опыта, поскольку эмпирические знания и отношения, эталоны общения, познавательной деятельности, нравственные поведения в конкретной группе могут не полностью совпадать с соответствующими нормами, утверждающимися в обществе. Отношения в первичных группах не являются прямой проекцией общественных отношений. Группа способна вырабатывать специфические формы взаимодействия и нормы общения. Она может оказаться микросредой, изолирующей отдельных людей от господствующих тенденций общественного развития, навязывая им свои нормы поведения и ценности жизни.
Человек как субъект психологических отношений ориентируется на внутригрупповые и общественные ценности. Разрыв между этими ценностями может служить причиной антисоциальных форм поведения, если внутригрупповые ценности, которым человек отдает предпочтение, противоречат процессы гуманистической морали, или конфликта с группой, если он ориентируется на общественные ценности, находящиеся в противоречии с жизненными целями группы.
Однако личные контакты в пределах группы могут строиться и независимо от господствующих в обществе отношений, таким образом, социально-психологический климат конкретных первичных групп может не совпадать по своему психологическому проявлению с господствующими тенденциями в общественных отношениях.
Понятие «социально-психологический климат» относится к области социальной психологии, и его специфическое содержание составляет практические взаимоотношения людей в коллективах. Категория «отношения» является исходной и в определении содержания понятия «социально-психологический климат». Психологические отношения возникают там, где есть непосредственное отношение 1-го человека к другому, где совершается совместная общественно-трудовая деятельность, где один человек имеет возможность оказывать непосредственное влияние на другого, то есть в первичных коллективах. Психологические отношения всегда имеют характер взаимоотношений, проявляются в форме групповых эффектов, составляющих специфическое содержание социально-психологического климата коллектива. Конкретное содержание групповых эффектов может быть раскрыто через определение элементов структуры социально-психологического климата.
Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений.
Через общественные отношения раскрывается социальное содержание личных отношений людей в коллективах. Это – производственные, экономические, политические, правовые, этические, эстетические отношения через межличностные отношения раскрываются социально-психологические формы, в которых выражается содержание общественных отношений в процессах общения людей. Они возникают на основе предметно-практической деятельности коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленческими и другими условиями его жизнедеятельности.
Единство содержания общественных отношений и форм межличностных отношений составляет взаимоотношения людей. Взаимоотношения являются непосредственными отношениями человека к человеку, в которых все виды общественных отношений людей сливаются в социально-психологические формы общения.
Социально-психологический климат коллектива в научных исследованиях рассматривается и как продукт предметно-практических отношений, складывающихся в совместной деятельности, и как условие ее эффективности. В 1-м случае акцент делается на зависимости социально-психологического климата от материальных и от организационных условий, во 2-м – подчеркивается влияние социально-психологического климата на функционирование личности в коллективе. Содержательная характеристика социально-психологического климата может быть дана в результате изучения особенностей взаимоотношений людей в коллективах.
Общественные отношения проявляются в статусно-ролевой взаимосвязи членов первичных коллективов и посредством общения реализуются в межличностных отношениях людей. Чем шире и многообразнее деятельность человека, тем больше ролей ему приходится исполнять. Каждая из ролей имеет тот или иной уровень общественного признания не только в коллективе, но и в обществе, что определяет во взаимоотношениях людей авторитет личности.
Рассматривая межличностные отношения, необходимо сказать, что они могут быть непосредственными и опосредованными. Непосредственные межличностные отношения складываются на основе персональных контактов, конкретно-чувственного восприятия людьми друг друга, их реального взаимодействия. Опосредованные межличностные отношения возникают в результате такого общения, при котором люди связывают продукты их деятельности, инструментальные средства общения, общественное мнение.
Латиноамериканские танцы для детей младшегошкольного возраста
Бальный танец как один из видов хореографического искусства – является действенным средством развития ребенка. Занятия латиноамериканскими танцами, которые в основе своей содержат популярные народные танцы доведенные исполнителями профессионалами до совершенства не только учат понимать прекрасное, ...
Классификация мотивов учения
Здесь выделяют две основные группы мотивов. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.; мотивы, связанные с самим процессом ...
Основы теории площадей
Рассмотрим основные положения теории площадей. Начнем с определения площади многоугольника. Простым многоугольником называется простая замкнутая ломаная вместе с частью плоскости, ограниченной ею. Будем рассматривать только простые многоугольники, называя их для краткости многоугольниками. Определе ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.