Речевой этикет в современной школе

Страница 7

В основном все усилия учителей начальных классов, русского языка и литературы с 1 по 11 кл. направлены на обучение письменной речи. Устная же речь, основная форма существования языка и «носитель» повседневной культуры общения остается в тени, ей уделяется крайне мало внимания.

Особенностью концепции формирования культуры общения, которая реализуется в региональной программе и отличает ее во многом от других программ подобного типа – в приоритете обучения устной речи и в устной основе обучения.

Программа предмета «Культура общения. Речевой этикет» представляет собой целостный курс, построенный с учетом возраста учащихся и развивающий идею изучения культуры общения от более простых форм к более сложным. Концепция обучения культуре общения состоит в следующем: от освоения элементарных навыков

культуры поведения и общения в начальной школе через освоение этикетных форм

поведения и общения в среднем звене к освоению правил и норм эффективной коммуникации

в старших классах.

Основная цель обучения

учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека

– это совокупность норм и традиций общения. Адекватное коммуникативное поведение

– это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным. Таким образом учащиеся должны освоить

этикетные нормы общения и правила и приемы эффективного общения.

Основные задачи, стоящие перед учителем, преподающим культуру общения, следующие:

-сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функция общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимании причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;

-научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

-сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников актов общения;

-вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

-обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

Адекватное коммуникативное поведение основывается на определенных коммуникативных знаниях, умениях и навыках. Основная задача курса – дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. Как показывает практика, дети, да и взрослые, сегодня не владеют основными знаниями в области общения, они не знают, что надо говорить в той или иной ситуации. Именно это и составляет основное содержание занятий по этому предмету.

Необходимо иметь в виду, что в рамках только уроков по предмету «Культура общения» умения и особенно навыки общения надежно сформированы быть не могут. Формирование устойчивых умений и навыков

– это в большей степени задача внеклассной работы. Это и проведение различных конкурсов и, КВН, фестивалей, посещение театров, музеев, выставок и т.д.

На уроках необходимо дать учащимся правила, нормы, эталоны общения, выработать навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны понять, что надо делать, говорить и как.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Психологические особенности развития школьников
Успех формирования внимания зависит прежде всего от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития школьников и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка [40, с.187]. С давних пор детство (т. е. время от рождения ребенка до 18 лет) делят на период ...

Предмет морфологии и ее место в грамматике
Морфология (от греч. µορφη "форма" и λογοσ "учение", буквально "учение о форме") - это раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств. В задачи морфологии входит изучение основных понятий г ...

Процесс модернизации высшего профессионального образования в Российской Федерации с точки зрения Болонского процесса
В настоящем разделе будут отмечены схождения и расхождения, наблюдающиеся между странами Западной Европы, с одной стороны, и Российской Федерацией, с другой, с точки зрения соответствия образовательных систем принципам и целям Болонского процесса. К сожалению, приходится констатировать, что «западн ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru