Искусство быть приятным собеседником помогает человеку в личной жизни и профессиональной деятельности. Основные правила данного искусства: умение правильно выбрать тему беседы; избегать спорных и запретных тем; уступать и при необходимости менять тему; следить за красотой и правильности своей речи; соблюдать речевые манеры.
Соблюдение речевого этикета помогает младшему школьнику развивать общение с детьми и взрослыми. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное отношение к себе, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение. Учитель, учитывая возрастные и психологические особенности детей, временные и другие возможности, может выделить на изучение речевого этикета всего несколько занятий.
Проблема эффективности речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально-активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения считается развитие речевой деятельности учащихся.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор объекта, предмета, цели, гипотезы исследования.
Объект исследования:
процесс обучения младших школьников основам речевого этикета.
Предмет исследования:
содержание и организация кружка «Я умею общаться».
Цель:
сравнить эффективность формирования речевого этикета в процессе кружковой работы и в процессе уроков культуры речи.
Гипотеза:
кружок «Я умею общаться» будет способствовать усвоению младшими школьниками основ речевого этикета, если его содержание будет направлено на социально значимые для младших школьников ситуации, а приемы будут соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Задачи исследования:
1.проанализировать научную литературу по теме исследования;
2.выявить актуальный уровень владения младшими школьниками речевым этикетом;
3.разработать и апробировать программу кружка «Я умею общаться»;
4. провести анализ результатов экспериментальной работы.
Методы исследования:
1.аналитический;
2.наблюдение за учебным процессом в школе;
3.эксперимент;
4.статистическая обработка данных.
Учебный проект как форма организации самостоятельной деятельности учащихся
средних классов
самостоятельный деятельность урок информатика Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в ...
Урок-изучение нового материала
Тема: Структура прозвища. Цель: сформировать умение выделять основные структурные типы прозвищ. Оборудование: запись на доске. Ход урока: I. Организационный момент. II. Постановка целей урока. Ребята, сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с основными структурными типами прозвищ, а также прон ...
Формирование и развитие связанной речи у детей
Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако далеко не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Эта роль совершенно исключительна, и связана она с тем, что для усвоения и применения многи ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.