На основе наблюдения и анализа литературы по данной проблеме была спланирована экспериментальная работа, направленная на изучение и совершенствование речевого этикета у младших школьников.
Исследование проводилось в гимназии №2 Центрального района г. Красноярска.
Задача констатирующего среза: выявление актуального уровня владения младшими школьниками речевым этикетом.
Для решения данной задачи было определено два класса – 3 «Б» и 3 «В» классы гимназии №2 г. Красноярска. В эксперименте принимали участие 40 человек. Как показало наблюдение, по уровню успеваемости все ученики различаются между собой, но неуспевающих учеников в классах нет.
Для проведения эксперимента были выделены следующие параметры:
l знание основных формул речевого этикета;
l умение использовать выражения речевого этикета в соответствии с той или иной ситуацией общения;
l умение анализировать использование способов выражения этикета с позиции уместности и целесообразности.
В ходе эксперимента использовались методики, ориентированные на младшего школьника и его психологические особенности.
Для оценки уровня знания учащимися формул речевого этикета испытуемым предлагалось задание на подбор синонимов к заданной этикетной формуле.
По результатам выполнения задания учащиеся были распределены по уровням. Отнесение учащихся к тому или иному уровню определилось следующими критериями:
· высокий уровень – подобрано к каждой фразе по 3 и более выражений;
· средний уровень – подобрано 2–3 выражения;
· низкий уровень – подобрано к каждой фразе менее 2-х выражений.
Количественный анализ работ учащихся показал следующие результаты:
Таблица 1. Распределение испытуемых по уровням знания основных формул речевого этикета
Класс |
Уровни развития | |||||
Низкий |
Средний |
Высокий | ||||
Кол-во учащихся |
% учащихся |
Кол-во учащихся |
% учащихся |
Кол-во учащихся |
% учащихся | |
3 «В» |
11 |
55 |
7 |
35 |
2 |
10 |
3 «Б» |
10 |
50 |
7 |
35 |
3 |
15 |
Таблица 1 показывает, что из 40 испытуемых только 10% учащихся 3 «В» класса и 15% учащихся 3 «Б» класса показали высокий уровень; 35% учащихся 3 «В» класса и 35% учащихся 3 «Б» класса имеют средний уровень; преобладающим оказался низкий уровень знания формул речевого этикета: его продемонстрировали более половины из числа испытуемых.
Возрастные особенности эмоционально-ценностного
компонента у младших школьников
Возрастное развитие человека - это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определенной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психических новообразований и изменением личности. Динамика перехода от одного возр ...
Развитие сенсорного восприятия в онтогенезе
Новорождённый ребёнок реагирует на свет и звук, чувствует прикосновение, запах и многое другое. Однако деятельность органов чувств у него ещё не совершенна, и развитие их требует определённых условий. Особенно большое значение для дальнейшего развития ребёнка имеет деятельность органов зрения и слу ...
Значение и особенности несложных опытов с объектами
природы для детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Пос ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.