Исследование уровня владения младшими школьниками основами речевого этикета

Страница 1

На основе наблюдения и анализа литературы по данной проблеме была спланирована экспериментальная работа, направленная на изучение и совершенствование речевого этикета у младших школьников.

Исследование проводилось в гимназии №2 Центрального района г. Красноярска.

Задача констатирующего среза: выявление актуального уровня владения младшими школьниками речевым этикетом.

Для решения данной задачи было определено два класса – 3 «Б» и 3 «В» классы гимназии №2 г. Красноярска. В эксперименте принимали участие 40 человек. Как показало наблюдение, по уровню успеваемости все ученики различаются между собой, но неуспевающих учеников в классах нет.

Для проведения эксперимента были выделены следующие параметры:

l знание основных формул речевого этикета;

l умение использовать выражения речевого этикета в соответствии с той или иной ситуацией общения;

l умение анализировать использование способов выражения этикета с позиции уместности и целесообразности.

В ходе эксперимента использовались методики, ориентированные на младшего школьника и его психологические особенности.

Для оценки уровня знания учащимися формул речевого этикета испытуемым предлагалось задание на подбор синонимов к заданной этикетной формуле.

По результатам выполнения задания учащиеся были распределены по уровням. Отнесение учащихся к тому или иному уровню определилось следующими критериями:

· высокий уровень – подобрано к каждой фразе по 3 и более выражений;

· средний уровень – подобрано 2–3 выражения;

· низкий уровень – подобрано к каждой фразе менее 2-х выражений.

Количественный анализ работ учащихся показал следующие результаты:

Таблица 1. Распределение испытуемых по уровням знания основных формул речевого этикета

Класс

Уровни развития

Низкий

Средний

Высокий

Кол-во учащихся

% учащихся

Кол-во учащихся

% учащихся

Кол-во учащихся

% учащихся

3 «В»

11

55

7

35

2

10

3 «Б»

10

50

7

35

3

15

Таблица 1 показывает, что из 40 испытуемых только 10% учащихся 3 «В» класса и 15% учащихся 3 «Б» класса показали высокий уровень; 35% учащихся 3 «В» класса и 35% учащихся 3 «Б» класса имеют средний уровень; преобладающим оказался низкий уровень знания формул речевого этикета: его продемонстрировали более половины из числа испытуемых.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Возрастные особенности эмоционально-ценностного компонента у младших школьников
Возрастное развитие человека - это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определенной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психических новообразований и изменением личности. Динамика перехода от одного возр ...

Развитие сенсорного восприятия в онтогенезе
Новорождённый ребёнок реагирует на свет и звук, чувствует прикосновение, запах и многое другое. Однако деятельность органов чувств у него ещё не совершенна, и развитие их требует определённых условий. Особенно большое значение для дальнейшего развития ребёнка имеет деятельность органов зрения и слу ...

Значение и особенности несложных опытов с объектами природы для детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Пос ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru