речевой школьник младший этикет
Рис. 1 Уровни знания формул речевого этикета
Таблица 1 показывает, что из 20 учащихся 3 «В» класса подобрали одно либо не подобрали ни одного синонимичного выражения к предлагаемым формулам речевого этикета – 60% учащихся, подобрали 2–3 выражения – 35% учащихся, подобрали к каждой фразе по 3 и более выражения – 5% учащихся.
Таблица 2 показывает, что из 20 учащихся 3 «Б» класса подобрали одно либо не подобрали ни одного синонимичного выражения к заданным формулам речевого этикета – 55% учащихся, подобрали 2–3 выражения – 35% учащихся, подобрали к каждой фразе по 3 и более выражения – 10% учащихся.
Таким образом, данная методика позволила установить, что актуальный уровень знания испытуемыми основных формул речевого этикета требует специальной работы по его повышению.
Для получения более полной и объективной картины состояния речевого этикета учащихся нами была использована ещё одна методика – «клоуз-тесты»
. Эта методика позволяет проверить уровень владения испытуемыми выражениями речевого этикета с позиций их правильного использования в соответствии с той или иной ситуацией.
Отнесение учащихся к тому или иному уровню определялось на основании следующих критериев:
Высокий уровень – все три задания выполнены, допускается 1 неточность в формулировке;
Средний уровень – выполнены 2 задания, допущена 1 неточность в формулировке;
Низкий уровень – ни одного задания не выполнено, либо одно задание выполнено с погрешностями.
Как показывают данные, преобладающим является низкий уровень сформированности умения использовать выражения речевого этикета в соответствии с ситуацией. Показатели этого уровня равны 55%. В меньшей степени представлен средний уровень. Наименьшее количество испытуемых продемонстрировало высокий уровень.
Рис. 2 Уровни сформированности умения использовать выражения речевого этикета в соответствии с ситуацией
Таблица №3 показывает, что из 20 учащихся 3 «в» класса не выполнили ни одного, либо выполнили одно задание с погрешностями – 55% учащихся, выполнили 1–2 задания – 30% учащихся, выполнили верно все три задания – 15% учащихся.
Таблица №4 показывает, что из 20 учащихся 3 «б» класса не выполнили ни одного, либо выполнили одно задание с погрешностями – 55% учащихся, выполнили 1–2 задания – 35% учащихся, выполнили верно все три задания – 10% учащихся. Рассмотрим результаты третьей методики, выявляющей умение анализировать уместность и целесообразность использования способов выражения этикета. Эта методика ориентировала учащихся на нахождение и исправление ошибок в предложенных ситуациях общения
Учащимся были предложены речевые ситуации, записанные на карточках. Нужно было найти ошибки и исправить их.
Отнесение учащихся к тому или иному уровню определялось на основании следующих критериев:
Высокий уровень – найдены и исправлены все ошибки;
Средний уровень – найдены по 2–3 ошибки в каждой ситуации;
Низкий уровень – найдена и исправлена одна, либо не найдено ни одной ошибки по каждой ситуации.
Таблица 3. Распределение испытуемых по уровням сформированности умения анализировать использование способов выражения этикета с позиции уместности и целесообразности
Класс |
Уровни развития | |||||
Низкий |
Средний |
Высокий | ||||
Кол-во учащихся |
% учащихся |
Кол-во учащихся |
% учащихся |
Кол-во учащихся |
% Учащихся | |
3 «В» |
15 |
75% |
4 |
20 |
1 |
5 |
3 «Б» |
17 |
85% |
3 |
15 |
0 |
0 |
Значимость изготовленных изделий из дерева
Одним из важнейших вопросов, который приходится решать в ходе планирования учебной или кружковой работы, является подбор объектов труда для школьников. Это довольно сложная проблема, так как необходимо учитывать множество факторов: 1) социальную значимость изделия; 2) соответствие технологии изгото ...
Целесообразность использования тестов на старшем этапе обучения английскому
языку
К настоящему времени в школьной практике проверки навыков учащихся сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной формой контроля ...
Психологические и лингвистические характеристики связной
речи
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью ( ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.