Информация о педагогике » Организация исследовательской деятельности старших дошкольников как средства сенсорного развития » Система работы по организации исследовательской деятельности как средства развития сенсорного воспитания детей

Система работы по организации исследовательской деятельности как средства развития сенсорного воспитания детей

Страница 1

Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном детстве. Значительно изменяются основные виды чувствительности. Так, улучшается острота зрения и слуха, повышается точность и тонкость цветоразличения, развивается музыкальный (звуковысотный) и фонематический слух. Совершенствуется ориентировка в свойствах и пространственных отношениях предметов. Ребенок усваивает общественно выработанные представления о чувственных свойствах – сенсорные эталоны цвета, величины, формы и т.д. Этому способствуют различные виды деятельности ребенка, прежде всего продуктивные. С усвоением сенсорных эталонов связано развитие действий восприятия, которые способствуют целенаправленному и планомерному обследованию предметов.

Значительные изменения происходят в развитии ориентировки ребенка в пространстве и пространственных расположениях предметов. Эта ориентировка начинается с выделения ребенком собственного тела, ведущей руки. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает слово, выделяющее признаки предметов и способствующее тем самым осознанию и закреплению представлений в сенсорных качествах. Генезис восприятия тесно связан с развитием наглядно-образного мышления, с совершенствованием системы представлений и способности оперировать ею достаточно свободно. Ребенок научается ориентироваться на плане, чертеже комнаты, участка.

Наиболее трудным для усвоения дошкольниками является ориентировка во времени, поскольку время не имеет наглядной формы. От первоначального восприятия временных отрезков, связанных с режимными моментами, дети переходят К восприятию сезонных изменений, дней недели. Несколько лучше они представляют настоящее время, к концу дошкольного возраста начинают представлять будущее, но в недалекой временной перспективе.

Задания для исследования представлены в Приложении 1.

Ориентиры для проведения занятий по рекомендованной тематике

Особенности детей группы, их интересы и увлечения, собственные идеи воспитателя будут определять конкретное содержание и ход каждого занятия. Не надо «читать» дошкольникам курсы по экологии, истории, географии. Задача педагога – на отдельных темах сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, т.е. упорядочивать свои представления о мире.

Чтобы «заразить» детей исследовательской активностью, воспитатель сам должен быть увлечен «исследованием»; в подготовке к нему «погрузиться» в познавательную литературу (справочники, детские энциклопедии, сборники занимательных опытов и т.п.), найти для себя новые сведения.

Очень полезными для педагога могут оказаться издания художественно-познавательного характера, например: «Отчего, почему, зачем?» Дж. Родари, «Рассказы о вещах» М. Ильина, «Азбука природы» М. Ильина и Е. Сегал и т.п. Темы сгруппированы по культурно-смысловым контекстам.

При гибком проектировании образовательного процесса, его «подстройке» под детей группы не может быть конкретных рецептов проведения занятия. Мы предлагаем по каждой теме примерный вариант, один из множества возможных.

Изучив данный материал, я освоила для себя следующее: чтобы правильно, грамотно воспитывать, обучать ребенка, необходимо изучить его психологию. А для этого надо овладеть методами психологического исследования. Важно помнить, что ребенок – специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование «Не навреди!». К малышу следует подходить бережно, заботливо. Любое исследование должно помочь развитию дошкольника, а не затормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предполагает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов, определение не только отрицательных качеств, но и положительных, на которые можно будет опереться в дальнейшем.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Реализация личностно-ориентированной технологии в практике преподавания русского языка в школе
Какой же должна быть информация, способствующая реализации личностно-ориентированного обучения? Известно, что хорошо усваивается та информация, которая понятна, актуальна, интересна, создает мотивацию для дальнейшего закрепления и изучения. Однако, мы, учителя. Не всегда имеем представление о том, ...

Педагогика как искусство
Рассмотрим особенности педагогики как искусства. Определение искусства многоаспектно. "Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства" . Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога. В е ...

Учебный процесс
Обучение на степень бакалавра в Токийском университете длится 4-6 лет в зависимости от факультета и делится на два этапа: общеобразовательный и профессиональный. Первые два года все студенты обучаются в колледже гуманитарных и естественных наук, где изучают курсы общеобразовательных дисциплин и зна ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru