Речевой этикет в современной школе

Страница 2

•умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также

•исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

Под речевым этикетом понимают выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но в то же время исторически изменчивые.

Остановимся подробнее на понятии «этикет». Понятие это – философское, этическое. «Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям».

Этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которым мы следуем за столом или в гостях, это вообще все нормы наших взаимоотношений. При помощи таких с детства усвоенных правил, мы регулируем наши взаимодействия с окружающими, устанавливаем или обнаруживаем в общении отношения типа «старший – младший – равный».

Предлагаемые наукой многочисленные определения общего понятия «этикет» не включают конкретных сведений о речевом этикете, ограничиваясь следующими формулировками:

•так в «Малой энциклопедии этикета» дается следующее определение: «Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям;

•Бушелева Б.В. предлагает другое определение: «Этикет – это правила, регулирующие форму, манеры поведения личности в межличностном пространстве»;

•ряд авторов, например, Бгажноков Б.Х. и др., определяют этикет, как «ядро, организующий центр традиционно – бытовой культуры общения».

Таким образом, этикет – это свод правил поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей разного правового, социального, интеллектуального статуса. Этикет – это часть нравственной культуры, а нравственные ценности – главное содержание сферы действия этикета. Выбор этикетного знака – тактический прием реализации этих ценностей. Этикет, как внешняя форма поведения личности, всегда связан с определенным внутренним содержанием духовного мира личности. Внешняя культура неотделима от внутренней, и если между ними существует разрыв, в какой бы сфере деятельности это не проявлялось, он означает духовную неполноценность личности, что рано или поздно проявится в отношениях с другими людьми.

Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в культуре внешнего вида, обхождении с окружающими, формах приветствия и обращения, поведения в общественных местах, манерах вербального и реального поведения.

Этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы, которые он принимает. В этикетных целях мы часто используем предметы, особенности одежды. Но самую важную роль в выражении отношения к людям играет наша речь. Наша речь – это вербализация наших поступков. Следование правилам этикета, связанное всегда в нашем сознании с гармонией и общественным порядком, демонстрирует нравственную и эстетическую сущность человека и всего общества, которое требует вести себя не только правильно, по правилам этикета, но и в соответствии с нормами морали, сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет на этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения – его необходимое условие.

Этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, эстетическую, этическую, воспитательную функции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Этапы развития педагогики
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детс ...

Цели и задачи преподавания психологии
Определение целей и задач преподавания психологии в различных областях образовательного пространства имеет свои особенности: наиболее полно и значимо они определены при подготовке специалистов-психологов; традиционная практика психологической подготовки учителя расставляет свои акценты; в связи с р ...

Анализ результатов экпериментальной работы
Для проверки эффективности различных подходов формирования технический знаний на занятиях "Технология" был проведен педагогический эксперимент. Целью экспериментальной работы являлось выявление наиболее эффективных технологий обучения школьников в формировании технических знаний. В этом к ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru