Современное общество предъявляет высокие требования к уровню интеллекта и научных знаний. Между тем, гораздо меньшее значение придается эмоциональной, чувственной сфере ребенка.
Получилось так, что «современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны» (8, с. 3).
Отмечается также недостаток наблюдательности у детей, который психологи связывают с отсутствием тренировки фантазии и воображения в процессе «сотворения игры». Кроме того, игры детей однообразны и все чаще приходят в школу дети, эмоционально не готовые к школе. В результате получается, что и смотрят дети на окружающий их мир без интереса и удивления, не умея занять себя в свободное время.
Педагоги и психологи отмечают, что дети нуждаются в эмоциональном раскрепощении, обучении чувствованию и художественному воображению (16, с. 7).
Многие ученые, педагоги, психологи, деятели мысли и искусства отмечают важность эмоциональной развитости человека, которой так мало уделяют внимания, посвящают усилия в современных школах.
И.Ф. Гончаров в своей монографии «Эстетическое воспитание школьников» отмечает значимость эстетического воспитания в нашей стране. Эстетическое воспитание – это система воздействий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, тонко чувствовать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве (11, с. 14). На примере литературы автор монографии показывает важность литературы как школьного предмета во всей системе школьного эстетического воспитания. Литература как искусство имеет силу формировать чувственно-эмоциональное отношение к жизни, ведь «прочитав, услыхав, человек испытывает состояние души, соединяющее его с художником, с другими людьми, воспринимающими искусство» (11, с. 15).
Некоторые педагоги отдают должное театральному искусству как весьма эффективному методу развития эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Л.С. Выготский в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» важным называет детское театральное творчество, т. к. драматизация близка ребенку по следующим причинам: во-первых, драма, основанная на действии, на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями (7, с. 61). Другой причиной является связь всякой драматизации с игрой. «Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, и поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества» (7, с. 62). Л.С. Выготский утверждает, что одним из важных вопросов детской психологии, является вопрос о творчестве детей, о значении творческой работы для «общего развития и созревания ребенка» (7, с. 63). Воображение является обязательным условием творчества и находится с ним в двусторонней связи. В первом случае чувства влияют на воображение, находя в нем свое воплощение. Во втором случае воображение влияет на чувство: «эмоции, которыми, например, заражают нас со страниц книги, или со сцены театра, художественные фантастические образы, совершенно реальны и переживаются нами по-настоящему серьезно и глубоко» (7, с. 63).
Э.Г. Чуриловой создано пособие, содержащее материалы, которые могут быть использованы воспитателями, учителями и родителями для занятий с детьми театральным искусством, а также педагогами дополнительного образования и руководителями театральных кружков и эстетических центров. Э.Г. Чурилова обращает внимание на отсутствие должного понимания ценности эмоционально-духовной сферы ребенка и сосредоточении его в основном на интеллектуальной сфере. Театр, согласно убеждению Э.Г. Чуриловой, обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться с ним, развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание.
Программа «Арт-фантазия» рассчитана на сотворчество не разучившихся играть и фантазировать педагогов. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию мира, которое, развиваясь параллельно с рациональным восприятием, расширяет и обогащает его (41, с. 35).
В педагогическом пособии «Литература как предмет эстетического цикла» Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская представили методические разработки занятий с детьми по новой специальной программе, целью которой является приобщить ребенка к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество и читательское сотворчество. Широкое включение такого творчества и его роль в начальной школе отличает представленный курс от традиционного. Детское творчество способствует развитию воображения, эмоционально-эстетической сферы; речь здесь – средство высказывания мыслей, чувств. Курс предполагает довольно качественную глубокую работу детей на уроках литературного чтения. Работа эта нацелена на тончайшее восприятие текста посредством «бывания в авторской позиции» (в позициях автор-художник, автор-критик и автор-публицист), глубочайшей работой над словом, выражающим и мысль, и чувство, и настроение автора. Отличительной особенностью данного курса является раннее введение понятия «род литературы», имеющего, на взгляд авторов, чрезвычайно важное значение для становления читателя, каковым и является человек, умеющий эмоционально воспринимать, откликаться на повествуемое. Курс предусматривает инсценировку многих изучаемых произведений, на прочих уроках – упражнения, виды работ, подготавливающие к этому важному методу развития «большого читателя».
Большой интерес представляют книги для чтения Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В. Капельки солнца (1класс), Маленькая дверь в большой мир (2 класс), В одном счастливом детстве (3 класс) и В океане света (4 класс). Эти книги насыщены вопросами и заданиями, развивающими читательские способности учеников и, вместе с тем, по сути являющиеся упражнениями к театральной деятельности – инсценированием (3 и 4 класс). Задания эти такого свойства: обучающие способности улавливать настроение автора, рассказчика, персонажей, аргументировать свое мнение; умению распознавать жанры литературы, в том числе и драму; умению сочувствовать на фоне личных переживаний; задания, стимулирующие воображение, фантазию детей; чтение по ролям, выражая интонациями и жестами характер, настроение, чувства персонажа, выразительное чтение. В целом, задания нацелены на развитие и совершенствование навыков чтения и пересказа, творческого воображения и фантазии, развитие литературного и эстетического вкуса, совершенствование навыков ролевого чтения и инсценированию пьес, а значит, несомненно, на эмоциональное восприятие художественного произведения, произведения искусства, посредством которого развивается эмоционально-чувственное восприятие реальности, жизни.
Указанные нами примеры научно-педагогических работ, целью имеющих развитие эмоциональной сферы детей, немногочисленны. Современная система образования, методики и программы преимущественно направлены на наделение детей знаниями, формирование умения извлекать эти знания, сведения из различных источников, повышать уровень интеллекта. Обрисованная нами ситуация оказалась причиной посвящения работы данной проблеме.
Тема исследования – «Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе».
Проблема: какова методика драматизации на уроках литературного чтения с целью развития эмоционально-чувственного восприятия учеников IV класса.
Цель: разработать и апробировать методику драматизации на практике.
Предмет исследования - организация драматизации на уроках литературного чтения в IV классе.
Объект исследования – развитие читательских способностей при использовании средств драматизации.
Гипотеза – эмоционально-чувственное восприятие у младших школьников будет развиваться более эффективно, при следующих условиях:
будут систематично использоваться метод драматизации;
элементы драматического искусства будут оптимально сочетаться и другими формами преподавания литературы в IV классе;
будет организована репродуктивная активность и творческое самовыражение учащихся.
Задачи таковы:
изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования, показать уровень разработки данной проблемы;
раскрыть суть феномена «эмоционально-чувственное восприятие»;
раскрыть возможности драматизации в развитии эмоционально-чувственного восприятия;
выявить критерии и особенности развития эмоционально-чувственного восприятия у учеников IV класса;
выявить и реализовать на практике методические условия драматизации на уроках литературного чтения в IV классе.
Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на
примере центральной детской библиотеки г. Демидова
Понятие «Родина» и «Отчизна» в детском возрасте ассоциируется, как правило, с тем местом, где находится дом, школа, родители и друзья, то есть с конкретным местом, в котором живут ребята. И от того, насколько хорошо они знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства ре ...
Методы и приемы формирования умственной активности детей дошкольного
возраста
Одним из приемов формирования умственной активности дошкольников является дидактическая игра, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в про ...
Исследование и моделирование культурологического образа на третьей стадии
культурологической драматизации
В Этнокультурном и Кросскультурном социумах колледжа и университета освоение культурологического образа аутентичного текста идет уже через исследование и моделирование. Здесь рассказать историю означает создать общность. Будет ли история рассказана средствами кино, драматургии, живописи или простог ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.