В данной главе нам предстоит дать характеристику программе опытного обучения, в качестве которой выбрана программа Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Объект характеристики – книги для чтения «В океане света» (1 и 2 часть) для 4 класса. Целью программы является не только совершенствовать навыки чтения и анализа литературных произведений, она дает представление об истории русской детской литературы. Тексты отобраны в соответствии с возрастом учащихся и расположены в хронологической последовательности (2, с. 5). Книги авторов формируют первоначальное представление об истории литературы как процессе, систематизирует представление детей о современной детской литературе, расширяет их знания о творчестве многих любимых писателей. Форма подачи текстов в книгах – диалоги постоянно действующих героев, взрослого и детей, которые с помощью машины времени путешествуют по страницам истории детской литературы, встречаются с писателями. Книги снабжены строго разработанным методическим аппаратом (вопросы различного типа, задания, в том числе направленные на организацию самостоятельной литературной деятельности), который представляет широкие возможности для творческой реализации его в работе учителя.
Учебник позволяет решать все основные задачи, поставленные перед уроками чтения в начальной школе: совершенствовать навыки чтения и анализа произведений, развивать устную и письменную речь, знакомить с основными литературными жанрами и терминами, воспитывать любовь к чтению, причем делать это на достаточно высоком уровне.
Кроме того, хронологический принцип построения учебника позволяет успешно интегрировать уроки литературного чтения с уроками краеведения, истории. На его страницах мы встречаемся и с летописью, и с поучением, и со статьями из детских журналов 18 в., и с путевым очерком, и с воспоминаниями. Авторы учебника дают возможность не только грамотно строить литературный анализ читаемых произведений, но и вводят ученика в исторические эпохи, показывая картины из жизни Древней Руси, просвещенного 18 века, литературных салонов 20 века и т.д. Очень полезны в этом плане помещенные в книге иллюстрации (1, с. 17).
Тематическое планирование программы таково: во-первых, имеют место уроки, посвященные знакомству с новой учебной книгой, во-вторых, конечно, уроки, на которых изучается творчество современных авторов, произведения, предусмотренные программой. Кроме того, на некоторых уроках происходит знакомство с различными жанрами литературы, сравнение разных жанров, героев, формирование понятия «литература». В 1 части учебника есть уроки, на которых дети знакомятся с историей литературы (Летопись и летописец. Кирилл и Мефодий – славянские просветители. «Поучение» Владимира Мономаха).
Поскольку нас интересует то, как можно реализовать драматизацию на уроках литературного чтения в IV классе, мы рассмотрим уроки, посвященные именно теме нашей работы.
Тема урока: автор, название произведения |
Цель урока |
Знания о драматизации и драматические умения |
Задания | ||||
Введение в курс литературного чтения 4 класс. Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко» Новиков «Великая польза трудолюбия» В. Даль «Война грибов с ягодами». «Кузовок». А. Гайдар. Отрывки из повести «Тимур и его команда». Н. Носов «Клякса». С. Козлов. Пьеса-сказка «Снежный цветок». Л. Толстой из произведений для детей. «Два браа». Сказка. А. Чехов «Мальчики». И. А. Крылов «Басни». А. Толстой «Прожорливый башмак» (из цикла «Сказки и рассказы для детей»). Тим Собакин «Цвет ветра» (отрывок из повести). |
1.Рассмотреть классификацию литературы с точки зрения ее жанров, тематики. 1.Понимание позиции автора. 2. Развитие умения распознавать настроение, характер героев, анализируя речь героев. 1.Выявление характеров героев через анализ речи, мимики, интонации. 2.Обучение режиссерской работе над пьесой, умению видеть цель инсценирования, пути нахождения образа, критической оценке игры актеров. 1. Развивать чутье к слову, чувство рифмы, образность речи. 2.Распознавать идею сказки 3. Развивать эмоциональную сферу учеников: проявление чувств с помощью жестов, движений. 2. Развивать эстетические чувства средствами литературного языка. 1. Способность понимания внутреннего состояния и характера людей по внешним признакам. 2. Развитие нравственных чувств через социальные переживания. 1. Концентрация внимания на образах персонажей, авторском отношении к ним. 2.Нахождение идеи, определение, какими литературными средствами автор достигает цели. 3. Формирование отношения к герою. 1. Развитие умения определять авторское отношение к героям. 2. Анализируя речь, поведение героев, развивать умение делать выводы о характере героев. 3. Развитие эстетических чувств. 4.Работа над целостным восприятием пьесы, выделение ее идеи. 1. Развитие эстетических чувств. 2. развитие эмоционального восприятия литературного искусства; 3. Живой отклик на литературные средства, содержание и мысль произведения. 1. Развитие нравственных чувств. 2. Развитие эстетических переживаний. 1. Выяснение отношения автора к своим героям. 2. Развитие умения определять характер героев, анализируя речь, поведение героев. 1. Эмоциональное восприятие персонажей, содержания и литературных средств. 1. Эмоционально-чувственное восприятие художественного произведения. 2. Эстетические чувства. 3. Способность живо откликаться на сюжет, идею, литературные средства произведения. |
1. Дать понятие «драма», «драматическое произведение», вспомнить такой жанр литературы, как пьеса. 1.Формирование понятия «авторская позиция», умения ее понимать. 2.Умение распознавать настроение, характер героев, анализируя речь героев. 3. Развитие умения войти в роль и суметь сыграть ее в нестандартных ситуациях. 4. Развитие речи, внимательности, сообразительности, творческой активности. 1.Формирование понятия «персонаж». 2.Формирование умения выбирать нужное количество персонажей. 3.Формирование представления о речевых и поведенческих характеристиках персонажей, выражение их в игре. 4.Формирование понятия «режиссер». 5. Формирование умения выделять цель инсценирования. 6. Формирование понятия «образ». 7. Развитие умения критически оценивать игру актеров. 1. Развивать пластику. 2.Развивать умение средствами пантомимики и мимики. 1.Совершениствование навыков выразительного и ролевого чтения. 2. Развитие умения средствами пантомимики и мимики показывать выразительные черты характера, состояние героя, самого героя. 3. Развивать зрительное восприятие и память. 1. Ролевое чтение. 2. Знакомство с образами, их анализ. 3. Работа над речью автора (умение определять отношение автора к героям произведения). 4. Развитие выразительности речи. 5. Развитие умения владеть мимикой, движениями. 6. Развитие внимания, наблюдательности, памяти, фантазии. 1. Обобщение имеющихся у детей знаний о драматургическом жанре, его законах: суждение о характерах героев по их речи, поведению, на основании авторских ремарок. 2. Обучение инсценированию. 3. Умение взаимодействовать с партнерами, слышать партнера. 4. Выразительность речи и движений. 5. Чтение по ролям, передавая характеры героев. 1. Выразительность речи: умение управлять интонацией, тембром, темпом речи, выражая характер и состояние героев. 2. Развитие выразительности движений. 1. Развитие пластики движений. 2. Развитие способности средствами пантомимики и мимики показывать то или иное животное. 1.Анализ, характеристика персонажей. 2.Инсценировка фрагмента басни. 1. Выразительность движений. 2. Способность «Войти в образ». 3. Наблюдательность, внимание, фантазия. 1. Выразительность движений. 2. Выразительность голоса, способность им манипулировать. 3. Умение «войти в образ», «перевоплотиться». |
Игры, развивающие драматические умения: «Зеркало», «Окно», «Войди в образ». 1. Этюды-импровизации. 1. Театр-экспромт. 1. Артисты пантомимы (скульптура). 2. Игра «Кузовок». 1. Игра «Войди в образ». 1. Игра «Фраза по кругу». 2. Чтение по ролям. 3. Инсценировка фрагмента рассказа. 1. Игра «Животные». 2. Чтение по ролям. 3. Инсценировка сказки. 1. Чтение по ролям. 2.Инсценировка сказки. 1. Игра «Животное в цирке». 1.Инсценировка диалогов из басен. 1. Игра «Картина». 2. Импровизация сказки. 1. Игры «Фраза по кругу», «Испорченный телефон». 2. «Артисты пантомимы». | ||||
Качественное различие инновационного и
традиционного обучения
Поскольку педагогическая деятельность (педагогическая практика) - это гуманитарная человеческая практика, то, следовательно, способ образования самой практики (деятельности) и может служить основанием для различения практик. Главным слагаемым в любом способе деятельности являются его целеполагание ...
Система принципов обучения, их взаимосвязь и
взаимообусловленность
Во всех руководствах по дидактике говорится о системе принципов обучения, указывается на их внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность, но далее по традиции просто раскрывается содержание конкретных принципов. Шагом вперед в понимании взаимодействия принципов стало попарное рассмотрение сопряже ...
Анализ исследований педагогической деятельности в аспекте системного
подхода
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Научный анализ педагогической деятельно ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.