- источники документального содержания - повседневная речь людей, фразы, реплики, монологи, диалоги, вопросы, беседы, интервью, монологи, выступления и т.п. (например, беседа с земляком, выступление на краеведческом мероприятии);
- источники литературно-художественного содержания: сказки, легенды, предания, былины, сказы, анекдоты, суеверья, предрассудки, мини юморески, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, поверья, считалки, песни, колядки, причитания, частушки и др.
Из всего выше сказанного следует вывод о том, что детские библиотеки накопили большой опыт в использовании самых разнообразных форм и методов раскрытия своих фондов, приобщения детей к чтению литературы, способствующей формированию патриотизма.
Культура слагается в целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, способностей и привычек, усвоенных человеком.
Культура дает начало патриотизму, определяет стиль экономики и жизни, политики и моды. К сожалению сегодня, приходится констатировать тот факт, что жертвами разразившегося в обществе кризиса духовно-нравственных ценностей стали дети, с еще не окрепшим сознанием, самооценкой и мировоззрением. Сознание подрастающего поколения все более формируется под влиянием Запада. Реформирование России в конце XX века вызвали новую волну подражательности, серьезно затронувшую и историческое образование. Отсюда берет начало кризис национальной культуры.
Сейчас появилось много работ, в которых история страны изображается как цепь сплошных провалов и неудач, полностью переписывается история страны, зачеркиваются ее героические деяния, нередко с ерническими интонациями [14].
Наступление на историческое прошлое России не случайно. Дело в том, что силы, ориентирующиеся на западный стиль цивилизации, должны создать психологическую установку в обществе для восприятия подобного рода реформ. При освещении прошлого России выделялось то, что подходило для моделирования «цивилизованного общества» по западному образцу, и подвергалось осуждению или осмеянию все то, что не укладывалось в сценарий его построения.
«Зачастую это создает (особенно в головах детей) деформированный образ России, который вряд ли воспитывает гражданскую позицию и патриотизм, сформирует национальное самосознание, поможет найти адекватные ответы на вопрос: – что из прошлого России можно взять с собой, от чего предстоит избавиться в будущем?» [7, с.9].
Возрождение страны, преодоление не только экономического кризиса, но и моральной деградации, использование могучего наследия многовекового прошлого вряд ли возможно без создания целостной системы национального образования и воспитания, базирующейся на традициях национальной культуры. В связи с этим становится очевидной роль образовательных и культурно-досуговых учреждений (школы, библиотеки, музеи и т.п.).
Рассмотрим патриотический аспект краеведческой деятельности современных детских библиотек.
В своей работе детские библиотеки используют актуальные направления патриотического воспитания:
- формирование высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству; воспитание активной гражданской позиции; правовое просвещение детей; военно-патриотическое воспитание; эколого-патриотическое; краеведческое воспитание; воспитание толерантности как принципа взаимоотношений разных национальностей; воспитание любви к родному слову, языку, литературе, народным традициям; формирование и развитие социально-значимых ценностей общества, личности.
Две стадии развития мышления: донаучная и научная
Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности. Оно обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку. Мы часто этого не замечаем, но на самом деле, говоря «курица», «чашка», «дерево»», «стол», имее ...
История балета в городе Красноярске
Красноярский театр оперы и балета создан на основании решения Совета Министров РСФСР от 30 декабря 1976 года, приказом Министерства культуры РСФСР от 17 января 1977 года. Учредителем театра является администрация Красноярского края в лице управления культуры. Театр официально открыт 12 августа 1978 ...
Исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей
дошкольного возраста
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.