В течение последних десяти лет в нашей стране практически не говорилось о патриотизме, а если это слово и использовалось, то только в отрицательном плане. Два, а то и три поколения выросли в атмосфере уничтожения страны, атмосфере ориентации на западный образ жизни без учета ментальности народа. Даже само слово «воспитание» было исключено из лексикона ученых, педагогов.
Только в 1999 году Министерство образования вернуло в школьный обиход понятие воспитание патриотизма. В феврале 2001 года Постановлением правительства Российской Федерации учреждена «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 года» [70]. В развитие этой Программы 5 марта 2002 года состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству по теме «Культура и дети: проблемы формирования духовного мира подрастающего поколения»; 25 июня 2002 года Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, образования и культуры была проведена коллегия «О проблемах формирования духовного мира подрастающего поколения»; 13 июня 2002 года создан «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»
Основными задачами центра являются:
- формирование сознания детей и молодёжи России на основе культурно-исторических, духовных ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- формирование у молодёжи активной жизненной позиции, гражданских и нравственных качеств, готовность к участию в общественно- полезной деятельности и защите государственных интересов страны;
- развитие многовековых духовных традиций Отечества, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, сохранение и приумножение национального культурного, духовного наследия;
- формирование комплекса нормативного правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы гражданского и патриотического воспитания;
- содействие органам исполнительной власти, общественным объединениям в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодёжи России в духе преданности и любви к своему Отечеству и своему народу.
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Феденрации «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Указ Президента Российской Федерации «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к воинской службе», «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающиеся вопросов патриотического воспитания [69].
К сожалению, во всех этих программах и организациях никак не просматривается роль библиотек как мощных институтов патриотического воспитания, хотя все вышеперечисленные цели актуальны и для детских, и для школьных библиотек.
«Многообразная деятельность детских и школьных библиотек вся неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Чтобы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны, Родины» [9, с.35]. Из этого очень верного высказывания вытекает мысль о необходимости объединения в работе библиотек по патриотическому воспитанию интеллектуального и эмоционального начала, привлечение всего спектра краеведческой, художественной, научно-познавательной литературы, имеющихся аудио - и видиоматериалов, электронных продуктов.
Музыкальность как совокупность музыкальных способностей
Главная задача музыкального воспитания детей - комплексное развитие музыкальных способностей. Проблема музыкальных способностей и их развития рассматривается разными авторами: Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, В.П.Анисимов. Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. Б.М. Теплов очень ч ...
Социокультурный
и кросскультурный феномен духовно-нравственного развития личности как
педагогическая проблема
В условиях демократических преобразований России, когда старая идеологическая система рухнула, а новая система демократических социальных ценностей в стране еще не сложилась, вопросы воспитания духовно развитой творческой личности подрастающего поколения становятся актуальными для современной психо ...
Формы активного обучения, используемые в методике
преподавания психологии
Среди активных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления. Это метод 1) программированного обучения, 2) проблемного обучения, 3) интерактивного (коммуникативного) обучения. Все эти методы были предложены как ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.