Информация о педагогике » Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса по начальному естествознанию и пути повышения его эффективности » Методика организации разнообразных видов и типов уроков естествознания в начальной школе и современные требования к проведению этих уроков

Методика организации разнообразных видов и типов уроков естествознания в начальной школе и современные требования к проведению этих уроков

Страница 2

Рассмотрим методику проведения комбинированного урока. (Приложение 5)

Урок начинается с организационного момента. Учитель предлагает учащимся подготовить учебник и тетрадь, сообщает тему урока. Многие учителя называют тему урока лишь после опроса и повторения предыдущего материала, что также является вполне приемлемым. И в том и в другом случае тема урока должна быть обязательно записана на доске.

Необходимой частью комбинированного урока является опрос и проверка знаний учащихся по пройденному на предыдущих уроках материалу. Перед началом опроса можно дать учащимся 3—5 мин на повторение и освежение в памяти материала прошлого урока. Готовясь к уроку, преподаватель должен хорошо продумать, какой материал необходимо повторить, чтобы подготовить учащихся к восприятию нового. Опрос не должен занимать много времени, иначе новый материал не будет основательно разобран и изучен на уроке. По окончании изучения всей темы или раздела можно провести повторительно-обобщающий урок или урок по проверке и контролю знаний, где учет знаний будет более детальным.

Можно использовать фронтальные и индивидуальные формы опроса, ответ по рисунку на доске, по таблице. Кроме того, в качестве контроля ученик может воспроизвести опыт, продемонстрированный учителем на прошлом уроке или объяснить его. Очень важно, чтобы при минимальной затрате времени проверкой было охвачено максимальное число учащихся. В процессе опроса также важно определить, каким запасом знаний по изучаемой теме владеют учащиеся. Поэтому перед объяснением необходимо задать соответствующие вопросы для проведения опроса учитель должен заранее подготовить вопросы, при этом желательно, чтобы последние из них подводили учащихся к изучению нового материала. Такой плавный переход обеспечивает преемственность знаний, последовательность развития понятий и их взаимосвязь. (33, 155)

Центральная часть урока — это объяснение нового материала. На уроках естествознания должен быть максимально реализован принцип наглядности. Изучение всех предметов и явлений следует основывать на чувственном восприятии. Это поможет сформировать нужные представления и понятия, В ходе урока желательно использовать именно те пособия, которые являются наилучшими для данной ситуации. Наглядные пособия должны быть отобраны тщательно, с учетом дидактических целей урока. Важнейшие условия успешного преподавания — хорошее знание учителем учебного материала и умение правильно использовать наглядное пособие. Это позволяет найти в каждом пособии наиболее существенные стороны, придумать приемы наиболее выгодной демонстрации объекта или опыта, что поможет создать у учащихся недостающие представления, сформировать понятия, активизировать их мыслительную деятельность. (36, 43)

Важным условием является также умение сочетать слово учителя со средством наглядности. Слово учителя — это наиболее существенный фактор успеха его работы. В зависимости от ситуации пособие служит иллюстрацией к словесному описанию или, наоборот, демонстрация наглядности предшествует объяснению и побуждает ученика к поиску ответа на поставленную учителем проблему.

При использовании наглядности необходимо максимально сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом объекте, до объяснения или выполнения самостоятельной работы не следует выставлять все объекты. Синхронность слова учителя и показа наглядности способствует концентрации внимания. Пособие должно появляться в нужный момент, чтобы не отвлекать учащихся от основной цели урока. В начальной школе при организации первоначальных наблюдений на уроке необходимо по возможности использовать натуральные объекты. Объяснение заканчивается подведением итогов и записью некоторых положений в тетради. Следует отметить, что тетрадь по естествознанию является важным условием успешного обучения. Ее заполнение приучает ученика к аккуратности, развивает умение фиксировать наблюдения, результаты, делать зарисовки, записывать сведения, отсутствующие в учебнике. Кроме того, в тетради ученик выполняет домашнее задание. Однако не следует перегружать учащихся записью определений, которые даны в учебнике, многочисленными пояснениями к рисунку. Недопустимо наличие двух тетрадей — «чистовой» и «черновой». Все записи должны вестись в одной тетради, которую учитель обязательно проверяет. Новые слова и термины должны быть записаны грамотно, на что нужно обращать особое внимание. За ведение тетради учитель выставляет оценку. Это приучает школьников к четкости выполнения работ, вырабатывает умение рисовать объекты, правильно фиксировать результаты опытов и наблюдений. Наличие хорошей тетради наряду с учебником обеспечивает успех в работе.

В конце урока проводится проверка степени усвоения нового материала. Она очень полезна как для ученика, так и для учителя, так как способствует закреплению изученного материала и дает возможность установить, насколько усвоен новый материал детьми. Закрепление знаний желательно организовать в виде фронтальной беседы. Пункты плана объяснения нового материала в конспекте урока можно использовать в качестве вопросов для проверки усвоения материала. (33, 156)

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Речевой этикет в современной школе
речевой этикет школьник урок Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся. 1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребенка в школу уже в основном усвоено, но из акустического пото ...

Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны
Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшиеся в первые годы советской власти в России продолжали развиваться и в послевоенные годы. Большое внимание в послевоенный период уделялось созданию обобщающих педагогических трудов. К ним можно отнести работы Николая Кирилловича Гончарова (18 ...

Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет
Методика проведения занятий по лепке из соленого теста мало отличается от лепки из таких традиционных материалов как пластилин и глина. Тем самым говоря о методике лепки из соленого теста можно говорить о методике лепки из пластилина и глины. Различие будет заключаться лишь в том, что лепка из соле ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru