Информация о педагогике » Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса по начальному естествознанию и пути повышения его эффективности » Методика организации разнообразных видов и типов уроков естествознания в начальной школе и современные требования к проведению этих уроков

Методика организации разнообразных видов и типов уроков естествознания в начальной школе и современные требования к проведению этих уроков

Страница 3

Уроки объяснительного чтения. (Приложение 5)

Уроки естествознания в начальной школе имеют свою специфику. Это связано с тем, что в младших классах учащиеся не только знакомятся с предметом и приобретают знания естественнонаучного характера, но и осваивают навыки чтения и письма. В этой связи большое значение при изучении природы приобретают уроки объяснительного чтения. Они решают три основные задачи:

1) дают детям новые знания и природоведческие понятия;

2) способствуют развитию навыков чтения;

З) помогают им разбираться в прочитанном тексте.

Кроме того, одновременно при ведении тетради формируются навыки письма.

Особенно важное значение такие уроки имеют в 1-2 классах, когда навыки чтения слабо развиты. Здесь можно организовать чтение вслух, причем каждый абзац учитель должен комментировать и разбирать вместе с детьми, дети старшего возраста могут читать статью про себя, а после ее прочтения следует организовать общую беседу по вопросам. При усвоении естественнонаучных понятий большое значение придается чтению деловых статей, что требует иного подхода, чем при работе с художественной литературой. (4, 56)

На уроках природоведения объяснительное чтение нужно сочетать с использованием наглядных пособий и наблюдений, беседы и рассказа, что обеспечивает детям понимание текста, а также с выполнением практических работ и участием в экскурсиях. Если объяснительное чтение не будет сочетаться с этими методами и формами организации учебной работы, оно может остаться формальным, схоластическим приемом, преследующим только одну цель - научить детей читать. Организация работы учащихся с учебником требует от учителя большой методической подготовки. (22, 34)

Уроки объяснительного чтения состоят из следующих элементов: подготовка учащихся к восприятию текста статьи, чтение статьи, разбор текста и словарная работа, составление плана для пересказа и пересказ статьи учениками.

Различают пять типов уроков объяснительного чтения:

1) чтение в связи с самостоятельными наблюдениями учащихся (изучение явлений природы в различное время года, наблюдения за погодой, за ростом и развитием растения из семени и т.д.;

2) чтение, проводимое после предметных уроков, таких, как изучение полезных ископаемых, устройства компаса, знакомство с органами цветкового растения и т.д.;

З) чтение после демонстрации опытов, например, при изучении свойств воды или воздуха;

4) чтение, подготовленное рассмотрением наглядных пособий с соответствующей беседой и рассказом учителя (уроки по изучению многообразия растений и животных);

5) чтение после экскурсии, например, в лесопарк при изучении сообщества леса и ярусов. (32, 67)

Все типы уроков объяснительного чтения по природоведению отличаются друг от друга тем, как осуществляется первый элемент урока введение в понимание текста и содержания статьи.

Предметные уроки. (Приложение 5)

Под предметным уроком понимают такой урок, на котором дети имеют дело с самим изучаемым предметом, а не с его изображением. Предметные уроки — это уроки, посвященные отдельным предметам, из которых состоит окружающий детей материальный мир.(17, 89) К ним относятся разнообразные предметы природы — минералы, растения, животные, всевозможные вещи, изготовленные из природных материалов. Предметные уроки, обеспечивая учащимся первичную ступень познания — живое созерцание, способствуют накоплению четких эмпирических представлений о формах и явлениях окружающего мира. На основе жизненного опыта, получаемого в результате непосредственного общения детей с изучаемыми предметами, формируются конкретные представления, углубленные и обобщенные понятия.

Предметные уроки обеспечивают первичное знакомство с предметом через ощущения. Незнание становится знанием, когда изучаемый предмет действует на наши органы чувств. В процессе проведения таких уроков у учащихся вырабатываются практические умения и навыки, абстрактные понятия конкретизируются. Нередко предметные уроки проводят после экскурсии в природу или на производство, где учащиеся получают возможность познакомиться с предметом изучения в его естественной, природной среде.

При проведении предметного урока учитель тщательно продумывает не только содержание урока, но и моменты включения предметной наглядности в его структуру, сочетание демонстрации объекта или явления со словом. На предметных уроках необходимо направлять внимание учащихся на получение знаний, и одновременно дополнять знания и понятия, полученные ранее. Подготавливая материалы и пособия к предметному уроку, учитель должен четко представить себе, что дети будут воспринимать своими органами чувств. Например, при ознакомлении учеников с внешним видом насекомых, надо показать особенности покровов тела у жука и бабочки, количество ног, наличие крыльев у представителей этого класса, для чего вполне пригодны коллекции сухих бабочек и жуков в окантованных под стекло коробках.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики. Логопеду следует четко: • определить тему и цель занятий; • выделить предметный, глагольный словарь, словарь признаков ...

Мыслительные операции и процессы мышления
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами ...

Анализ уровня освоения вычислительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цель: выявить изменения в уровне освоенности и решения арифметических задач детьми с ОНР. На контрольном эксперименте мы использовали те же методики, что и на констатирующем. Количественные данные контрольного эксперимента представлены в таблице: № п.п Фамилия, имя ребенка Диагностическая методика ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru