Информация о педагогике » Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса по начальному естествознанию и пути повышения его эффективности » Методика организации разнообразных видов и типов уроков естествознания в начальной школе и современные требования к проведению этих уроков

Методика организации разнообразных видов и типов уроков естествознания в начальной школе и современные требования к проведению этих уроков

Страница 1

Учебно-воспитательный процесс — это целостная систем организации усвоения материала учебного предмета в школе. Система школьного естественнонаучного образования, исходя из принципа целостности обучения и воспитания, обеспечивает:

- усвоение основного учебного материала;

- углубление и развитие знаний по отдельным вопросам;

- развитие интереса учащихся к предмету, познанию предметов и явлений природы.

Обучение в начальной школе проходит в различных организационных формах, каждая из которых отличается от других характером деятельности учителя и учащихся, составом обучаемых режимом учебной работы.

Форма преподавания — это организация учебной деятельности учащихся.

Изучение программного материала протекает в таких организационных формах, как урок, лабораторно-практические занятия, экскурсия, домашняя и внешкольная работа, связанная непосредственно с учебным материалом. Углубленное изучение отдельных вопросов возможно во внешкольной и внеклассной формах обучения, на экскурсиях, а в старших классах — на факультативных занятиях. (Приложение 3)

Уроки — это обязательные систематические занятия, проводимые по строгому расписанию со всеми учащимися данного класса.

Лабораторно-практические занятия - это те же уроки, но требующие особой организации учебного процесса и специального оснащения.

Домашняя работа проводится по заданию учителя, она направлена на повторение и закрепление учебного материала, а также на развитие интереса учащихся к предмету.

Экскурсии — это особый тип занятий, проводимый вне школы и требующий специальной методики. Экскурсии могут быть частью как классно-урочных, так и внеклассных занятий.

Внеурочные формы занятий — это организация наблюдений в природе, работы в живом уголке по темам, включенным в обязательную учебную программу и проводимую со всем классом, а также необязательная работа, Выходящая за рамки программы и сближающаяся с внеклассной работой.

Внеклассная работа — это работа по интересам в кружке юных натуралистов, в живом уголке, которая организуется на основе широкой самодеятельности учащихся.

Каждая из форм входит в систему школьного образования и обеспечивает усвоение материала учебного предмета. При этом одну и ту же форму организации учебной деятельности можно использовать для решения различных задач обучения и воспитания. (37, 78-79)

Интерес учащихся к предмету развивается особенно активно, если организована внеклассная работа с учащимися, проводятся экскурсии, выполняется внешкольная работа. Используя эти взаимно дополняющие друг друга формы преподавания, можно обеспечить целостность образования и решить триединые задачи обучения: образовательные, воспитательные и развивающие.

Каждый урок является частью в системе уроков учебной программы. Поэтому, прежде чем планировать урок, учителю необходимо изучить программу по естествознанию для соответствующего класса, установить логическую последовательность в формировании понятий, определить формы организации учебного процесса и методы изучения учебного материала.

Самая ответственная часть работы учителя — составление плана и конспекта урока. Наиболее распространенный типичный урок имеет трехчленную структуру, т.е. состоит из трех частей.

Вводная, подготовительная часть. Организационный момент. Подготовка класса к уроку. Проверка домашнего задания. Опрос учащихся.

Основная часть. Объяснение нового материала.

Заключительная часть. Закрепление и обобщение материала. Задание на дом. (Приложение 4)

Эта типичная схема может быть изменена в зависимости от цели урока, как уже было отмечено выше. Структура урока определяется целью, содержанием, используемыми методами и приемами, возрастными особенностями учащихся. Разнообразие уроков — это одно из условий возбуждения и дальнейшего развития интересов учащихся к познанию. Урок не всегда должен начинаться с опроса, тем более в начальной школе. В 1 и II классах, когда учащимся, как правило, не задают домашних заданий, опрос и проверка знаний могут отсутствовать. (3, 178) Однако при любой схеме урока, если письменное домашнее задание было задано, его выполнение следует обязательно проверить.

При подготовке к уроку следует составить его развернутый план и конспект объяснения нового материала. Рассмотрим схему развернутого плана типичного комбинированного урока и методику подготовки к нему.

По развернутому плану составляется конспект урока. Каждый урок должен быть тщательно подготовлен. Учитель намечает содержание урока в соответствии с тематическим планом; изучает материал по учебно-методической литературе; определяет объем сведений, который должен быть сообщен на уроке. Лишь после этого он приступает к составлению плана конспекта урока по предложенной выше схеме.

Преподаватель должен четко знать, в какой момент урока он будет использовать тот или иной метод и методический прием, средство наглядности, организовывать самостоятельную работу учащихся, выполнять рисунок на доске. Кроме того, необходимо определить тот минимум информации или рисунков, схем, которые учащиеся должны зафиксировать в тетради. Оборудование к уроку должно быть подготовлено заранее, а все опыты проделаны накануне. При организации практической работы необходимо определить, какой раздаточный материал должен быть на каждом ученическом столе, продумать инструктаж учащихся. Только тщательно продуманный и подготовленный урок может дать хорошие результаты.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Принцип свободы и нравственности в обучении
В начале следует сказать, что нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого строилось на идее непротивление злу насилием, но стремлении увеличения добра в мире каждым человеком. Толстой доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворо ...

Констатирующий эксперимент
Цель эксперимента: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, замысел, способность проявить творчество детей 5-6 лет. На этапе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи: 1. проанализировать формирование творчества детей старшей группы; 2. беседа с детьми о ле ...

Качественное различие инновационного и традиционного обучения
Поскольку педагогическая деятельность (педагогическая практика) - это гуманитарная человеческая практика, то, следовательно, способ образования самой практики (деятельности) и может служить основанием для различения практик. Главным слагаемым в любом способе деятельности являются его целеполагание ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru