Психолого-педагогические особенности овладения изобразительными умениями

Страница 4

Овладение действиями с предметами в дошкольном детстве продолжается. Действия с простыми, знакомыми предметами перестают вызывать интерес. Теперь ребенка привлекают сложные, малознакомые предметы и действия с ними. К трем годам ребенок обычно уже минует стадию каракулей. Он имеет некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать предметы. Однако ограниченность этого запаса и обычно никто, кроме самого ребенка, не может точно определить, что же нарисовано. Большая часть рисунков детей трех – четырех лет – изображения отдельных предметов. Развитие детского рисования происходит под влиянием обучения и знакомства с предметами на собственном опыте. Решающее влияние оказывает обучение на то, как рисует ребенок, как он изображает разные предметы. Если взрослые преимущественно показывают детям, как изображается тот или иной предмет, учат техническим приемам, обращают внимание детей на недостатки в их рисунках и советуют, как их устранить, предлагают получше рассмотреть изображаемые предметы и указывают на их особенности, которые следует отобразить в рисунке. Все это, безусловно, влияет на развитие рисования, но влияет по-разному. Если взрослые преимущественно показывают ребенку, как рисуют определенные предметы, и ребенок пытается копировать образцы, то эти образцы, обычно сильно упрощенные, без существенных изменений переходят из одного рисунка в другой. Ребенок не заботится о том, чтобы его рисунок был похож на изображаемый предмет. Значительно больше помогает развитию рисования такое обучение, при котором ребенку дают некоторые приемы изображения и стараются обратить внимание на особенности изображаемых предметов. Никакие формы обучения не могут привести к тому, чтобы ребенок начал рисовать, как взрослые. И вовсе не только из-за того, что он плохо владеет техническими приемами. Дети еще не могут усвоить, что рисунок всегда изображает только видимые особенности предметов, если смотреть на предмет с одной стороны. На детский рисунок оказывает влияние весь опыт ребенка, полученный самыми разными путями – при рассматривании предметов, их ощупывании, выполнении с ними разнообразных действий. Кроме того, ребенок изображает только те особенности предметов, которые кажутся им важными, опуская многие другие. Рисунок ребенка изменяется в зависимости от того, что он делает с предметами, как знакомится с ними, на что обращает внимание. Графическая форма, в которой дети изображают предметы, обусловлена, прежде всего, тремя моментами: имеющимися в распоряжении ребенка графическими образами, зрительным впечатлением от предмета и двигательно – осязательным опытом, приобретаемым в процессе действия с ним. Кроме того, ребенок передает в рисунке не только впечатление от предмета, но свое понимание предмета, свое знание о нем. Характерно, что дети способны узнавать изображения сделанные сверстниками. Так, детям предложили несколько игрушек, не похожих ни на какие известные. Они могли рассмотреть их, потрогать, поиграть. После того как дошкольники привыкли к игрушкам и запомнили их названия, нескольким детям из каждой возрастной группы предложили нарисовать все игрушки. Сначала все дети рисовали по памяти (игрушки были спрятаны). Во второй раз дети рисовали, когда игрушки находились перед ними. Затем все рисунки предъявляли детям, знакомым с игрушками, но не изображавшим их. Оказалось, что дети узнают в рисунках своих сверстников игрушки, причем узнают не только изображения, отражающие достаточное число признаков, но и такие рисунки, в которых передается один – два существительных с точки зрения маленького художника признака.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"
Для успешного преподавания математики каждому учителю необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Осуществление дидактических принципов обучения также является условием успешного обучения. Рассмотрим подробнее важнейшие дидактические принципы обучения математике с учетом специфики темы ...

Роль родителей в сенсорном воспитании ребёнка
В развитии ребёнка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним он несёт ту информацию которая необходима для развития ума и души ребёнка Во время игры, повседневного общения, совме ...

Сущность воспитания
Для Толстого воспитание есть "воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем". Воздействовать же на сердце тех, кого воспитываешь, утверждает он, "можно только гипнотизацией, заразительностью примера". "Ребенок увидит, - писал мыслитель, - что я раздражаюсь и оскорбляю люде ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru