Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений рук руки и глаза [22, 87]. Для создания изображения ребенку необходимо овладеть такими движениями руки, с помощью которых может быть передана форма предмета. Особое место в развитии рисовальных движений руки ребенка принадлежит младшему возрасту, тому периоду, когда ребенок впервые берет в руки карандаш и начинает водить им по бумаге. Чтобы выяснить особенности рисовальных движений, выявить, как возникают формообразующие движения, что этому предшествует и способствует, важно было проследить, как развиваются движения руки малыша в процессе рисования. Первоначальный период изобразительной деятельности характеризуется последовательным освоением руки с карандашом и кистью.
На втором году жизни у ребенка возникает интерес к карандашу и действиям с ним. Он начинает подражать взрослому, водя карандашом по бумаге. Совершая такие беспорядочные движения, малыш не стремится что-либо изобразить. Он просто манипулирует с карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса. Проводя карандашом, ребенок делает важное «открытие» – карандаш оставляет след. Малыш замечает материальную проекцию собственных действий-то, что след получается разным в зависимости от характера движения руки. Так при слабом нажиме линии будут бледными и тонкими, а при сильном – толстыми; короткими резкими движениями можно нанести штрихи, а размашистыми резкими движениями – линии. То есть ребенок видит наглядный образ собственных действий. Каракули вызывают у малыша интерес, стремление их повторить. Такое стремление ведет к росту произвольности движений, к формированию зрительно – двигательных координаций нового уровня. От случайных, беспорядочных движений ребенок постепенно переходит к осознанным движениям. Рука делается все более послушной, штрихи и линии приобретают все более разнообразный характер. Однако осознанно повторить их ребенок еще не может. У него в рисовании еще много нецеленаправленных движений, не связанных с получением определенного результата. Благодаря неоднократному повторению одних и тех же движений ребенок упражняется в начертании тех или иных линий, движения становятся более смелыми, быстрыми. Глаз начинает управлять мелкими движениями руки, а рука задает определенный образ действия. Дети учатся воспроизводить свои движения. Сухомлинский В.А говорил: «Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Рисуя, ребенок дает волю своим фантазиям. Не важно правильно ли подобраны цвета и выдержан ли масштаб. Значение имеет только то, как ребенок представляет определенный момент.
Перелом в становлении рисования наступает в связи с узнаванием в каракулях предметов окружающего мира. Такой рисунок еще очень далек от действительности, и у малыша нет намерения что-либо нарисовать. Вопросы взрослого переключают внимание ребенка с действия карандашом на реальный продукт, получаемый в результате манипуляций. Постепенно ребенок сам начинает искать сходство своих каракуль со знакомым предметом.
Организационная работа по формированию восприятия сказки детьми дошкольного
возраста
Цель формирующего этапа нашего исследования состояла в формировании уровня восприятия сказки детьми дошкольного возраста путем поиска психолого-педагогических методов и форм использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребе ...
Болонский процесс в странах Западной Европы
В третьей главе представлен обзор особенностей Болонской системы. Дается общий обзор современного состояния систем высшего профессионального образования Западной Европы и Российской Федерации соответственно с точки зрения реализации принципов Болонского процесса. На основании доступных материалов ( ...
Трудности понимания речи на слух
Для того чтоб целенаправленность обучения аудированию на преодоление проблем и формирования на данной базе умений и навыков, способствующих удачной работать в естественных условиях, нужно верно представить себе эти трудности могут быть обусловлены 1) характером языкового материала, 2) трудности мог ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.