Информация о педагогике » Формирование технических умений в процессе продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста

Формирование технических умений в процессе продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно – творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство, ребенок будет стремиться в своих работах рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально – образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение. Если раньше считалось, что нужно учить детей, используя готовые образцы и показ способов исполнения рисунков, то теперь воспитание творческой самостоятельности детей стало одной из важнейших задач обучения.

В своих исследованиях Н.П. Сакулина отметила: «Рисование, которым ребенок так рано овладевает, оказывает влияние на формирование различных сторон личности. Поскольку сущность рисования заключается в изображении предметов и явлений реального мира, велико его значение для умственного развития… Для рисования специфична образная форма отражения, что позволяет развивать у ребенка художественно – творческие способности, которые можно применять в различных областях жизни». Очевидно, что в обучении детей рисованию на первое место встает задача развития у детей творческой самостоятельности и активности. Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые служат содержанием изобразительного творчества, вызвать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.

Так, в примерной образовательной программе «Успех» приводится следующее определение: Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт, может быть не только репродуктивной, но и творческой, что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества [1, 18].

В.А. Крутецкий дает понятие «Деятельность», как активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества. В процессе деятельности человек познает окружающий мир [17, 56]. Деятельность включает как внешние практические действия, так и внутренние, психические. Когда ребенок овладевает новым для него видом деятельности, он постепенно усваивает и те действия, которые для него необходимы. И общий путь такого усвоения состоит в том, что сначала все действия усваиваются во внешней форме, а потом некоторые из них становятся внутренними, психическими. Это легче всего заметить на примере действия с предметами. Наблюдая за тем, как дети разного возраста выполняют одни и те же задания, можно обнаружить, что внешние действия переходят во внутренние. Деятельность обычно рассматривается с точки зрения ее структуры. Прежде всего, различают цели и мотивы деятельности. Всякая деятельность человека определяется целями и задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается точными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель-то, ради чего действует человек; мотив-то, почему действует человек [17, 57]. Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личностным делом. Деятельность в социальной философии специфически человеческий способ отношений к миру, процесс творческого преобразования действительности, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира – как ее объекты.

В «Психологическом словаре» приводится следующее определение деятельности: деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности [19, 101]. Л.С. Выгодский отметил, что в основе структурно – функционального рассмотрения деятельности лежит принцип анализа «по единицам», при котором та или иная реальность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия в своих исследованиях доказали, что реализация деятельности осуществляется на основе психо – физиологических механизмов и представлений о системной организации высших корковых функций. Для изобразительной деятельности характерно художественно – образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти, художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора.

В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон дают определение «рисование» – искусство изображать на плоскости, действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом.

В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Рисование, как один из видов продуктивной деятельности, имеет свои особенности, требует овладения особым способом действия и оказывает свое специфическое влияние на общее развитие ребенка. Истоки изобразительной деятельности относятся к раннему детству.

Занятия изобразительной деятельностью – один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно – творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

Новые статьи:

Способ обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» либо интенсификация обучения аудированию на начальном этапе
Начальный этап овладения иностранным языком справедливо считается более сложным для обучающихся. Дело в том, что учащиеся, не владея нужным языковым запасом и навыками его использования в речи, а также в силу несформированности речевых умений еще не могут воспользоваться языком как средством общени ...

Проблема формирования связной речи дошкольников в педагогической литературе
Вопросами развития связной речи дошкольников занимались многие ученые-педагоги. Первым затронул эту проблему К.Д. Ушинский в конце ХIХ века. Однако наибольшего расцвета методика развития речи в общем и развитие связной речи в частности достигли во второй половине ХХ века. Исследования в области свя ...

Система работы по организации исследовательской деятельности как средства развития сенсорного воспитания детей
Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном детстве. Значительно изменяются основные виды чувствительности. Так, улучшается острота зрения и слуха, повышается точность и тонкость цветоразличения, развивается музыкальный (звуковысотный) и фонематический слух ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru