Определение условий эффективной организации художественно – творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывает интерес исследователей. Само понятие «условия» определяется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит [19, 729].
Большинство исследователей, такие как В.И. Загвязинский, М.В. Копосова, А.В. Москвина, А.П. Тряпицина и др. отмечают, что творческое начало в обучении возможно лишь при наличии определенных условий, а именно: положительной мотивации, вариативности путей организации усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными способностями, сотворчества как ведущего вида воспитательных взаимодействий и отношений [27, 15].
Для создания собственных художественно – выразительных образов ребенку – дошкольнику необходимо овладеть минимумом художественного опыта, но процесс его освоения затрудняется из – за необъективности отношения к детскому рисунку. Многие педагоги считают, что дети слишком малы и неспособны реалистично передавать характерные черты какого-либо предмета, поэтому обучение своих воспитанников они строят по принципу репродукции при четком контроле за выполнением работы. В этом случае рисунки получаются одинаковыми. В них отсутствует индивидуальный стиль ребенка. В ребенке заложено очень много предпосылок, составляющих огромный творческий потенциал в области изобразительного искусства. Но для того чтобы весь «пассив», которым обладает дошкольник, перешел в «актив», необходимо целенаправленное обучение основам изобразительной грамоты с исторически сложившимися правилами и законами. Это становится возможным только в том случае, если взрослый объективно подойдет к оценке детских работ. В каждом рисунке необходимо видеть возможную перспективу роста и показывать ребенку, что в этой работе можно внести изменения, чтобы привести ее к большей выразительности [22, 158]. Еще одна педагогическая модель организации детского изобразительного творчества заключается в том, что педагог стремится добиться внешней эффектности детских работ, но не обучает основам цветоведения, композиции, рисунка. Как правило, такая ситуация возникает, когда неклассические техники используются как самоцель. Для достижения цели в развитии детского изобразительного творчества необходимо определить условия, при которых становится возможным не только повысить творческий потенциал ребенка, но и раскрыть, активизировать его резерв, заложенный природой [22, 158]
Для раскрытия потенциала каждого ребенка важно учитывать не только его индивидуальные и возрастные особенности, но и эстетические потребности, на основе которых формируются мотивы. Мотив как побудительная реакция к творчеству имеет большое значение в личностном становлении дошкольника, поэтому развитие детского изобразительного творчества сопряжено с решением проблем, относимых к другим сферам жизнедеятельности дошкольника.
При организации детского изобразительного творчества необходимо учитывать два важных фактора. Во-первых, любая форма педагогического процесса, связанного с изобразительной деятельностью, должна быть наполнена определенным содержанием, т.е. в ходе занятий, бесед, экскурсий, игр ребенок имел бы возможность пополнять, обогащать свои знания в области изобразительного искусства, узнавать что-то новое для себя, делать открытия и т.д. Во-вторых, творческий процесс наиболее результативен тогда, когда он интересен. Одна из важных задач, решаемых педагогом в работе с детьми, – активизация их интереса. Без интереса невозможно выполнить ни одну задачу, будь то обучение, закрепление или развитие. Интерес и способность удивляться – движущие силы творческого становления. Воспитателю необходимо всячески поддерживать у ребенка интерес к самостоятельному творчеству, ненавязчиво и корректно руководить им. Прежде всего, следует создать условия для проявления интересов детей. В каждой группе должно быть выделено удобное для изобразительной деятельности место, где дети всегда могли бы найти необходимые материалы. Можно заинтересовать детей деятельностью, рассмотрев с ними наиболее удачные рисунки, выполненные детьми самостоятельно, или организовать небольшую выставку этих рисунков. Педагог должен следить за тем, чтобы самостоятельная деятельность воспитанников была целенаправленной, чтобы они доводили начатую работу до конца. Рассматривая с детьми их рисунки, воспитатель отмечает тех, у кого интересные темы, кто придумал что-то новое, свое. Доброжелательная оценка, поощрение творческих проявлений положительно влияют на развитие способностей детей. Начиная со старшей группы необходимо побуждать детей к выполнению коллективных работ по рисованию, использую ситуации, складывающиеся в игре, в быту.
Очень важно, чтобы между людьми, имеющими непосредственное отношение к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, существовало согласие, единение в понимании сущности детского изобразительного творчества, в оценке его результатов, в характеристике педагогических принципов. Разрозненность во взглядах педагогов на проблему творчества не лучшим способом воздействует на детей [24, 160].
Рифмовки как средство
формирования фонетических навыков у младших школьников
фонетический навык обучение английский Эффективным средством усвоения фонетического материала является заучивание наизусть скороговорок, рифмовок, диалогов, отрывков из прозы. Я бы хотела рассказать об одном из этих средств – рифмовках, так как именно их я буду использовать для формирования произно ...
Методика развития связанной речи у детей
Целью данного исследования является определение методики развития связанной речи у умственно отсталых дошкольников. Поставленная цель привела к решению следующих задач: 1. Провести констатирующий эксперимент. 2. Провести формирующий эксперимент. 3. Провести контрольный эксперимент. 4. Сделать соотв ...
Эмоциональная отзывчивость
Как уже отмечено ранее, главным показателем музыкальности Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку. Рассматривая эмоциональную отзывчивость как ядро музыкальности, остановимся на характеристике понятия "эмоции". Многие исследователи в различной литературе дают понятие эмоция ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.