Детское изобразительное творчество – это мир ярких удивительных образов, в которых дети передают свои впечатления от окружающей их действительности [7, 122]. Иногда родители, восхищаясь детскими рисунками, считают, что главное – оберегать «внутренний мир» ребенка и давать ему возможность без всякого вмешательства со стороны взрослого выражать свои мысли и чувства. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Необходимо правильное педагогическое руководство этой деятельностью с учетом тех желаний и замыслов, которые возникают у ребенка. Взрослым не следует навязывать ребенку свое видение, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не помешало непосредственности детского восприятия, развитию индивидуальных способностей детей. Окружающая действительность – основной источник, влияющий на развитие детского изобразительного творчества. Формируя нравственные качества личности ребенка, родители должны помнить, что в творческой деятельности для этого есть все необходимые условия. Очень важно, чтобы родители заботились о накоплении у детей художественных впечатлений, которые ребенок получает в повседневной жизни. В процессе руководства изобразительной деятельностью детей родители должны сочетать их обучение некоторым умениям с развитием самостоятельности при выполнении своего замысла. Родители должны бережно относиться к результатам детского творчества и такое же отношение воспитывать у детей [7, 126].
Таким образом, если родители внимательны к детям, если привлекают их внимание к различным сторонам действительности, родной природе, искусству, – все это способствует обогащению изобразительной деятельности дошкольников. Научиться рисовать может каждый ребенок, если родители уделяют внимание этим занятиям, если они терпеливо помогают детям овладеть навыками и умениями и помнят о том, что изобразительное творчество требует от ребенка большого труда. Очень важно, чтобы каждый ребенок испытал радость творчества.
Процесс творческого развития дошкольников целесообразно строить с учетом широкого подхода к решению этой проблемы. В рамках педагогического процесса, направленного на обучение основам изобразительной грамоты, не стоит лишать детей возможности самостоятельно открывать знания и закреплять умения. На любом возрастном этапе дошкольного детства важно научиться находить подход к любому ребенку, уметь моментально реагировать на ту или иную складывающуюся на занятии и в свободной деятельности ситуацию. Для раскрытия потенциала каждого ребенка важно учитывать не только его индивидуальные и возрастные особенности, но и эстетические потребности, на основе которых формируются мотивы. Мотив как побудительная реакция к творчеству имеет большое значение в личностном становлении дошкольника, поэтому развитие детского изобразительного творчества сопряжено с решением проблем, относимых к другим сферам жизнедеятельности дошкольника [22, 158].
При организации детского изобразительного творчества необходимо учитывать два важных фактора. Во-первых, любая форма педагогического процесса, связанного с изобразительной деятельностью, должна быть наполнена определенным содержанием, т.е. в ходе занятий, бесед, экскурсий ребенок имел бы возможность пополнять, обогащать свои знания в области изобразительного искусства. Во-вторых, творческий процесс наиболее результативен тогда, когда он интересен. Одна из первых и важных задач, решаемых педагогом в работе с детьми, – активизация их интереса. Без интереса невозможно выполнить ни одну задачу, будь то обучение, закрепление, развитие и т.п. Интерес и способность удивлять – движущие силы творческого становления. Но во всем необходима мера: и в игре, и в содержательности [22, 159].
Очень важно, чтобы между людьми, имеющих непосредственное отношение к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, существовало согласие, единение в понимании сущности детского изобразительного творчества, в характеристике педагогических принципов.
В организации процесса изобразительного творчества детей важно соблюдать закономерность. От заинтересованности педагога зависит степень увлеченности воспитанников. Если педагог равнодушен к деятельности, которую он организует, его результаты будут намного ниже, чем реальные возможности детей.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Данное условие реализуется в двух направлениях. Первое связано с устранением пробелов в знаниях, с предупреждением, коррекцией и исправлением возникающих педагогических, психологических проблем воспитания и развития детей как творческих личностей. Второе характеризуется активизацией творческого потенциала, повышением уровня развития творчества, углублением и расширением знаний, возможностей детей в области изобразительного искусства.
К любому достижению в области изобразительного искусства ребенок относится как к маленькой победе, поэтому равнодушие или небрежение к его результатам не только способствует отрицательному эмоциональному настрою по отношению к дальнейшей деятельности, но и тормозит творческий рост малыша в целом. Ребенок как формирующаяся личность очень зависим от мнения окружающих взрослых, имеющих для него авторитет, поэтому ля него важна оценка родителей и педагога [22, 160].
Проанализированы высказывания Л.Н. Толстого о необходимости развития
народного образования в России и принципиально новом подходе к нему
Развитие народного образования Л.Н. Толстой считал важнейшей задачей и писал по этому поводу следующее: «Народное образование в настоящее время для нас есть единственная законная сознательная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества. Вот положение, составляющее мое убежден ...
Проблема формирования связной речи дошкольников в педагогической литературе
Вопросами развития связной речи дошкольников занимались многие ученые-педагоги. Первым затронул эту проблему К.Д. Ушинский в конце ХIХ века. Однако наибольшего расцвета методика развития речи в общем и развитие связной речи в частности достигли во второй половине ХХ века. Исследования в области свя ...
Анализ полученных результатов
В апреле было проведено итоговое контрольное обследование детей. Цель обследования : выявить динамику овладения связной речью детьми пятого года жизни в результате опытного обучения, сравнить результаты констатирующего и формирующего экспериментов. Нами было обследовано 12 детей. Для обследования б ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.