Этапы работы с площадями в средней школе

Страница 2

Теория площадей находит дальнейшее развитие в старшей школе в курсе геометрии трехмерного пространства. На этом этапе учащиеся вычисляют площади поверхностей, сечений многогранников и тел вращения, используя практические навыки вычисления площадей плоских фигур, приобретенные в основной школе, а также применяя аппарат математического анализа, вычисляют площади фигур, ограниченных криволинейным контуром.

Сравнительный анализ учебников будет проводиться как по теоретическому материалу, так и по задачному. Анализ по содержанию предлагаемого для изучения материала будет проводиться в трех аспектах:

Измерение площадей;

Вычисление площадей;

Метод площадей.

Может возникнуть вопрос, почему выбраны именно такие аспекты теории площадей. Выбор обоснован тем, что именно эти аспекты целиком охватывают теорию площадей. Измерение площадей и вычисление площадей подразумевают непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное) измерение площадей соответственно. Правда, первый аспект связан с практическим измерением площадей (с помощью палетки), а второй - с использованием формул. Последний же аспект охватывает область применения площадей, а именно, использование свойств площади при решении задач и доказательстве теоретических фактов, в формулировках которых площадь может даже не упоминаться.

Цели сравнительного анализа учебников:

Представлен ли каждый из указанных аспектов в учебнике?

Как представлен?

Для анализа были выбраны четыре учебника по геометрии, а именно: учебник А.В.Погорелова, учебник Л.С.Атанасяна и др., учебник И.Ф.Шарыгина и учебник коллектива А.Д.Александрова и др. Первые два выбраны потому, что их чаще всего используют в школе. Учебник И.Ф.Шарыгина интересен тем, что в нем достаточно полно и доступно раскрывается тема "Площади плоских фигур" и, кроме того, это единственный учебник, в котором рассматривается метод площадей. Учебник А.Д.Александрова и др. является своеобразным, нетрадиционным и, вообще, является учебным пособием для классов с углубленным изучением математики. И хотя в данном исследовании мы ограничились рассмотрением проблемы в общеобразовательных классах, учебник А.Д. Александрова был включен в анализ с целью выявления заданий для более сильных учеников, проявляющих интерес к математике.

Начнем с того, что тема "Площади плоских фигур" изучается во всех учебниках в разное время. У А.В.Погорелова эта тема рассматривается в самом конце 9 класса, т.е. при изучении этой темы повторяется весь курс планиметрии. В задачах же появляется новое задание: "найдите площадь", а остальные задания и условия были рассмотрены ранее. Хотелось бы отметить, что А.В.Погорелов объединил две темы "Площади многоугольников" и "Площадь круга" в одной главе: "Площади фигур". Мы ни в коем случае не беремся судить автора о правильности его выбора места для изучения этой темы, но, на наш взгляд, такое расположение не совсем удачно хотя бы потому, что он не может применить ее, а ведь с помощью площадей можно доказать множество геометрических фактов, решить интересные содержательные задачи.

У Л.С.Атанасяна и др. тема "Площади многоугольников" и "Площадь круга" изучаются в разное время, а именно: 8 класс и середина 9 класса соответственно.

У И.Ф.Шарыгина изучение этих тем идет в самом начале 9 класса, причем изучаются они неразрывно друг от друга. Мы считаем, что на эту тему автор, как и А.В.Погорелов, поставил задачу научить новому и повторить весь материал, пройденный ранее (и хорошо забытый за время летних каникул).

А.Д.Алексанлров и др. же эти темы рассматривает в самом начале 8 класса и изучается параллельно с остальными темами до конца 8 класса (темы "Площади многоугольников" и "Площадь круга" изучаются в разное время).

Во всех учебниках, кроме учебника А.В.Погорелова, введению понятия "площадь" предшествует рассмотрение жизненных примеров, что, вообще, необходимо при изучении математики. А данная тема является одной из тех тем, которые напрямую связаны с жизнью и которые наглядно демонстрируют применение математических знаний на практике. Тем более из курса математики 1-6 классов учащимся известно понятие "площадь", поэтому можно дать задание учащимся привести примеры самостоятельно. В этом смысле, учебник А.В.Погорелова несколько сух и не использует в достаточной степени потенциал учащихся.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Исторические корни развивающего обучения
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении - это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель - в Древней Греции, Квинтилиан - ...

Описание компетенции ПКД-1
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в образовательной деятельности в дошкольном образовании (ПКД). Компетенция ПКД-1 определяется как "способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольног ...

Сущность воспитания
Для Толстого воспитание есть "воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем". Воздействовать же на сердце тех, кого воспитываешь, утверждает он, "можно только гипнотизацией, заразительностью примера". "Ребенок увидит, - писал мыслитель, - что я раздражаюсь и оскорбляю люде ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru