Анализ учебной литературы по истории костюма и орнамента Древнего Египта

Страница 3

Женская одежда особых изменений не претерпела, лишь в одежде знати богаче становятся украшения. Композиция одежды строится на сочетании смуглой кожи, просвечивающей сквозь тончайшую красивую ткань, с круглым накладным воротником - оплечьем, который богато украшали стеклянными бусами и драгоценными камнями.

Новое царство

характеризуется дальнейшим усилением классовых различий в одежде, усложненностью форм костюма знати, применением тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений, обилием плиссировок, располагающихся нередко по всей поверхности костюма. В соответствии с египетскими эстетическими представлениями такая плиссировка не создает видимости динамики формы, так как ее скрепляют в нескольких местах. Человек в ней кажется спеленутым. Из покоренной Сирии в Египет приходит новая форма женского и мужского нарамника. Это накладная длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам до линии проймы. Распространенной одеждой было также покрывало.

Жрецы сохраняют одежду более древних форм: схенти, треугольный передник, леопардовую шкуру, наброшенную на одно плечо.

Воины носят передник и кожаный нагрудник.

Одежда сельской и городской бедноты не изменяется.

Украшения

Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями.

Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами круглые шейные украшения символизировали солнечный диск. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса. Браслеты на руках носили как женщины, так и мужчины, на ногах – только женщины. Широкие браслеты изготовлялись из разноцветных бус, нанизанных на шнуры, узкие – из золота, серебра, меди, слоновой кости, электрона, рога, дерева, раковин. Только с времени Нового царства среди египетских женщин распространился обычай носить серьги в ушах.

Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев, украшенная коршуном и змеей - уреем - символом власти, и клафт - большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани, сложенной треугольником).

Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.

Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка.

И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти.

Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами.

Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани.

Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. Бороду крепили завязками на ушах подобно дужкам современных очков.

На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии на вельможе можно было увидеть лишь тогда, когда он одет парадную ритуальную одежду. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой и двумя-тремя тонкими ремешками. В женских сандалиях ремни обычно связывались наглухо, и сандалии можно было надевать как туфли. Сандалии знатных лиц, особенно женщин, были богато украшены. На подошвах изображались различные бытовые и военные сцены.

3. Орнамент Древнего Египта, символика орнамента.

Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.

Зависимость человека от тайных сил природы способствовала созданию более сложного орнамента – геометрического, который в те давние времена имел определенный символический смысл. Необъяснимые тогда явления природы привели к поклонению им – дождю и ветру, луне и звездам, земле и воде. Но центральное место отводилось солнцу – источнику света, тепла и жизни. Часто встречающееся изображение круга связано с культом солнца, от которого зависел урожай, а следовательно, судьба крестьянина-землепашца.

Со временем изображение солнца в виде круга с лучами и изображение воды в виде волнистой линии потеряли изначальный смысл, но они остались любимыми мотивами орнамента в народном искусстве. Розетка с солнцем помещается обычно в центре, а волнистая линия воды обрамляет изделие или же несколько рядов волнистой линии образуют сетку, покрывающую поверхность. Аналогичное можно сказать и о другом мотиве орнамента – о спиралеобразном завитке.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Значение, задачи и средства физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Под физическим развитием понимается формирование опорно-двигательного аппарата, основных двигательных качеств (ловкость, гибкость, координация движений и др.), навыков и умений. Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качест ...

Рекомендации педагога Бойковой Г.В. по профилактике неуспеваемости школьников
Для предупреждения неуспеваемости основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом. Работа учителя должна б ...

Упражнения и методические рекомендации для подготовки учащихся к сдаче заданий уровней В и С
Вторая часть существенно отличается от первой части. Основное отличие состоит в следующем. 1. Предлагается 10 задач без вариантов ответа. В каждой задаче следует получить и записать ответ. 2. Задачи данной части более сложные. Сложность задач связана с тем, что решение каждой из них это, как правил ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru