Профессионал не только что-то специфическое знает, хочет, но еще и может, способен, умеет. Многое из того, что человек знает, ему не трудно перечислить, указывая хотя бы на некоторые целостности в своей предметной области или на крупные разделы, направления («оглавление») своей науки. А породить достаточно полные и детализированные ответы на вопросы типа «Что я умею?», «Каковы мои исполнительные и познавательные действия?», «Что я должен уметь?» не легко. Требуется особая (психологическая) направленность ума на эту реальность и специальный анализ. И информационный продукт соответствующего рода важен, в частности, для самовоспитания и самокоррекции развивающегося профессионала в любой области (23, с. 38).
Психология является ориентировочной основой становления профессионала-непсихолога
Научная психология на вузовском уровне есть необходимая ориентировочная основа и для личного профессионального самосовершенствования, и для делового взаимодействия с людьми, различающимися по признакам психического склада, образа мыслей.
Правда, учебная дисциплина, обслуживающая профессиональное образование, должна быть построена так, чтобы, с одной стороны, не переставая быть сама собой, она, с другой стороны, учитывала специфику и формирующегося профессионала и самоопределяющегося человека.
Полезно отказаться от иллюзии, что «уж чего-чего, а свою-то психику, душу я знаю». Увы, ее, как и внешний мир, тоже надо изучать специальными методами, иначе вместо знания будут мифы.
Процессы формирования и динамики действий, сложного преднамеренного поведения, поступков, привычек, навыков, умений, реализующих, в частности, и профессиональное мастерство, - традиционные предметы рассмотрения психологии.
Проектирование и построение профессионального жизненного пути с его качественно разными этапами психического развития человека, анализ кризисных ситуаций в развитии человека как субъекта и поиск путей преодоления этих кризисов, вопросы анализа и оптимизации внутригрупповых, в частности, внутрисемейных отношений, многие вопросы понимания и воспитания детей – это тоже области, которые традиционно записаны за психологией и, которые, полагаем, не могут быть безразличны и будущему профессионалу.
Таким образом, психология – не добавка и не нагрузка формирующемуся профессионалу, а органичная часть информационного обеспечения процесса его становления.
Содержание работы социального педагога в ЛОЛ
Социальный педагог назначается и освобождается от занимаемой должности директором МОУ. На должность социального педагога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование. Социальный педагог непосредственно подчиняется начальнику летнего оздоровительного лагеря (ЛОЛ). На время отсутстви ...
Анализ результатов экпериментальной работы
Для проверки эффективности различных подходов формирования технический знаний на занятиях "Технология" был проведен педагогический эксперимент. Целью экспериментальной работы являлось выявление наиболее эффективных технологий обучения школьников в формировании технических знаний. В этом к ...
Специфика системы ученического самоуправления
Система ученического самоуправления – непрерывная развивающаяся целостность, представляющая собой систему взаимной деятельности всех его подразделений, в которой, с одной стороны, складываются отношения сотрудничества и взаимодействия, а с другой – каждый орган коллектива действует самостоятельно. ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.