Цели и задачи преподавания психологии

Страница 2

При преподавании психологии в школе в первую очередь необходимо учитывать фактор возрастных психологических особенностей. Удержать внимание и интерес ученической аудитории к некоторому абстрактному теоретическому знанию в течение урока невозможно. Поэтому при отборе содержания прежде всего нужно ориентироваться на то, на что более всего мотивирован человек в этом возрасте.

Учебный курс психологии в школе имеет ярко выраженную практическую и прикладную направленность. Это – личностно ориентированный курс психологии, где существует несколько иная система обучения, в которой общение в учебном процессе происходит не по поводу какого-то постороннего предмета, а по поводу «меня самого», что позволяет реализовать основные воспитательные и образовательные функции курса: с одной стороны, овладение психологическими знаниями и способами психической саморегуляции способствует личностному росту, а с другой – достигаемая конструктивность в решении жизненно важных и реально существующих у подростка проблем придает психологическим знаниям ценность и смысл.

Центральная задача введения психологической грамотности в школьное обучение, на взгляд участников эксперимента, в результате которого еще в 1988 г. в школе появился новый учебный предмет – психология, - «помочь ребенку стать более творческим, более социально адаптированным, более защищенным и, как следствие, целенаправленно формировать базу его внутренних ресурсов и стабильности в рамках сберегающих здоровье технологий» (34, с.66).

Для определения целей преподавания психологии студентам инженерных специальностей нужно на наш взгляд исходить прежде всего из анализа наличной ситуации: психологических особенностей возраста, образовательного и жизненного опыта студента; и его мотивации: в большей степени это человеческая потребность в психологических знаниях для развития личности, как субъекта отношений, и/или потребность профессионального самосовершенствования.

Студенческая пора выпадает на период развития человека который в возрастной психологии называют по разному:

- юношеский (17-21 год), средний возраст - первый период (22-35 лет) по классификации, принятой Международным симпозиумом по возрастной периодизации, проходившем в Москве в 1965 году;

- переход в молодость (17-22 года), начало жизненного цикла молодости (22-28 лет) – Levinson, 1986. (26, с.200);

- молодость (20-25 лет) – согласно стадий психосоциального развития по Э. Эриксону;

ранняя взрослость (18-23 года).(18, с.21).

В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». Достижение личной идентичности и начало продуктивной работы – то, что знаменует собой период ранней зрелости – дает толчок к новым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится интимность (как слияние собственной идентичности с идентичностью другого человека), а на противоположном - изоляция. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса интимность - изоляция, - это любовь. Социальным установлением, связанным с этой стадией, является этика. По Эриксону, нравственное чувство возникает тогда, когда мы осознаем ценность продолжительной дружбы и социальных обязательств, равно как и дорожим подобными отношениями, даже если они требуют личной жертвы. (45, с.230).

Молодость является важным этапом в развитии умственных способностей человека: интенсивно развивается творческое мышление, умение обобщать, повышается способность к абстрактному мышлению. На первый план выступает способность поиска оригинальных, нестереотипных решений, реализация своего мировоззрения, достижение жизненных целей.

Шайи (Schaie, 1986) полагает, что в детстве, отрочестве и юности приобретаются структуры для понимания и объяснения мира – это период приобретения, в ранней взрослости интеллектуальные способности используются, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни – это период достижения. Это важный период в когнитивном развитии, в котором применяются в жизни способности думать, решать проблемы и принимать решения. Однако речь здесь не о решении заданий интеллектуальных тестов или даже абстрактных проблем. Большей частью подразумевается, что достигший взрослости человек должен принимать личные решения, которые складываются в план его жизни (22, с. 670).

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Развитие речи младших школьников как психолого-педагогическая проблема
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Н ...

Художественное произведение как первичный объект историко-литературного изучения
Историческая жизнь литературы не есть, конечно, ряд отдельных произведений: она являет не рядоположение замкнутых в себе произведений, а единство развития и борьбы идей, историческое, закономерное и стадиальное проявление развития общества в идейно-художественном словесном выражении. Но объективное ...

Рекомендации по организации самостоятельной работы переводчика
Самостоятельная работа переводчика- процесс непрерывный, так как свойства человеческой памяти подразумевают отнесение какой-либо информации на второй и третий план, что затрудняет постоянное удержание активного словарного запаса переводчика на высшем уровне. Помимо этого, язык сам по себе является ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru