Информация о педагогике » Формирование связной речи детей пятого года жизни на занятиях с игрушками » Методика экспериментального обучения детей 5 года жизни описанию игрушек

Методика экспериментального обучения детей 5 года жизни описанию игрушек

Страница 1

Экспериментальная работа проводилась в дошкольном образовательном учреждении № 188 "Зимушка" г.Ярославля. В эксперименте участвовало 12 детей, из которых 3 девочки и 9 мальчиков.

Цель эксперимента: проверить педагогические условия обучения связным монологическим высказываниям описательного типа, при которых возможно более эффективное развитие связной речи у детей пятого года жизни.

На основе результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, были определены содержание и методика опытного обучения, поставлены следующие задачи:

- активизировать словарный запас ;

- формировать умение и навыки, которые составляют основу описательной речи: правильно отбирать лексический материал, выражать мысли в определенной последовательности ;

- учить детей грамотно составлять сложные предложения.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на развитие связной речи дошкольников 5 года жизни большое влияние оказывают: работа по расширению словаря, а также формирование грамматического строя речи. Исходя из этого и было построено экспериментальное обучение. Методика включала в себя как специальные занятия, так и разнообразные игры и игровые ситуации в ходе воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Применялись следующие методические приемы: создание игровых ситуаций с сюрпризными моментами, игровые упражнения; вопросы к детям; дидактические игры; игры - драматизации.

В процессе обучения высказываниям описательного типа использовались фронтальные подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми.

Во время экспериментального обучения использовались следующие виды игрушек:

- дидактические (матрешки, башенки) ;

- сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда ;

- наборы в соответствии с целью занятия (Например: стол, стулья, посуда, кукла, мишка, собачка, подарки ).

Работа в ходе формирующего эксперимента проводилась в несколько этапов.

Задачи первого этапа: учить детей при описании предмета видеть и называть его характерные признаки, качества действия; научить связывать между собой два предложения, используя разнообразные средства связи.

В описательной речи ребенка должно присутствовать большое количество прилагательных, поэтому предлагаемые детям задания имели цель в большинстве своем активизировать именно эту часть речи. Приведем примеры дидактических игр (описание игр смотри в приложении).

"Угадай игрушку ".

Цель: Расширять пассивный словарь детей; формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

"Скажи, какой".

Цель: Учить детей выделять признаки предмета

"Назови что это и скажи какой ?"

Цель: Учить детей называть предмет и его основной признак, заменяя во втором предложении существительное местоимением.

"Кто больше увидит и назовет"

Цель: Учить детей словом и действием обозначать части и признаки внешнего вида игрушки.

"Что напутал Буратино ?"

Цель: Учить детей находить ошибки в описании предмета и исправлять их.

Заметим, что весьма эффективны и по сей день игры - соревнования, предложенные Е.И.Тихеевой :

"Кто больше увидит и скажет про медвежонка?"

Цель: Учить детей называть игрушку и ее основные признаки внешнего вида.

"Скажи, что ты знаешь про куклу Таню?"

Цель: Учить детей выделять признаки игрушки.

За каждый правильный ответ ребенок получал фишку. Желание отличиться побуждало ребенка к поиску необходимого слова или фразы. Это позволяло повышать речевую активность детей в процессе дидактических игр.

Роль взрослого в играх менялась. Так в начале педагог, брал на себя ведущую роль и давал образцы описания предметов, а затем детям предоставлялась самостоятельность: взрослый контролировал ход игры, следил за согласованием существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

Одновременно с работой по активизации словаря на первом этапе проводилась работа по формированию у детей грамматического строя речи. Обучение дошкольников построению сложных предложений с различными типами связи проводится на занятиях по развитию речи. практика показывает, что для грамотного построения сложных предложений одних занятий мало: необходимы дополнительные игры и упражнения, работа воспитателя по исправлению высказываний детей.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха
В обучении языку детей с нарушениями слуха в настоящее время используется коммуникативно-деятельностная система, сущность которой заключается в формировании речи как средства общения. Теоретические и методические основы коммуникативной системы были разработаны и экспериментально подтверждены в 50-6 ...

Методические рекомендации по проведению урока-экскурсии
Экскурсионные методы представляют собой способы работы учителя и учащихся на экскурсии, с помощью которых достигается лучшее усвоение знаний, овладение умениями и навыками, формируется мировоззрение учеников, развиваются их способности к дальнейшему самостоятельному приобретению и творческому приме ...

Обоснование педагогических инноваций
Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных. Если рассматривать вуз как тренировочную площадку с программой обучения, заданной социальным заказом, то связь педтехнологий с факторами современного социального заказа в системе в ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru