С целью формирования навыков построения сложных предложений, нами были подобраны дидактические игры, разработанные В.И. Семиверствовым и адаптированы к теме данного исследования.
Приведем примеры дидактических игр :
"Почемучка"
Цель: Учить детей составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому что.
"Потому что ."
Цель: Учить детей правильно пользоваться в речи союзом потому что.
"Закончи предложение "
Цель: Учить составлять сложносочиненное предложение.
"Магазин "
Цель: Учить детей составлять сложносочиненное предложение.
Рекомендуется проводить как элемент подготовительной работы для сюжетно-ролевой игры "Магазин".
"А что, если бы"
Цель: Учить детей составлять сложное предложение с союзом если бы.
"Составь предложение"
Цель: Учить детей составлять сложносочиненное предложение.
"Кто у кого?"
Цель: Учить детей составлять сложносочиненное предложение.
Для того, чтобы проверить, как у детей сформировались навыки отбора лексического материала в соответствии с темой и ситуацией, с также навыки использования различных синтаксических конструкций, мы провели занятие - инсценировку с игрушками, в которой главные герои выполняли ряд действий.
В ходе занятия - инсценировки "К Маше пришли гости". Педагог говорит, что к Маше пришли гости, и просит назвать их отличительные признаки: во что они одеты, как выглядят. Она уточняет, что делает Маша и гости сейчас, а дети отвечают. (Педагог производит действия с игрушками так, чтобы дети, называя их, высказывались с помощью сложных предложений).
Анализ речевых высказываний показал, что у детей в достаточной степени сформировались навыки отбора лексического материала, и навыки правильного построения сложных предложений.
После этого мы перешли ко второму этапу формирующего эксперимента.
Задачи второго этапа: сформировать у детей элементарные представления о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, и конец, т.е. строится по определенной схеме.
Для того, чтобы научить детей строить описание игрушки в определенной последовательности, нами была проведена серия занятий по ознакомлению со структурой описания. Занятия проводились в игровой форме. На первом занятии детям давалось понятие "начало" описания: без начала не может существовать ни литературное произведение (сказка); ни рисунок, поэтому и рассказывать об игрушке нужно с начала (зачина). На втором занятии давалось понятие "конец" описания, как и "начало" на примере сказок и рисунков. На третьем занятии знакомство с понятием "середина" описания. Обращаем внимание на то, что любое описание имеет начало, середину и конец.
Учим детей описывать игрушки по схеме Т.Ткаченко. При рассказе по игрушке используются следующие показатели :
1. Цвет: красный, зеленый, синий и т. д.
2. Форма: круг, квадрат, треугольник и т. д.
3. Размер: большой, маленький.
4. Материал, из которого сделана игрушка: пластмасса, металл, дерево и др.
5. Составные части игрушки.
6. Как можно действовать с этой игрушкой.
На закрепление навыков описания игрушки по схеме проводилось несколько занятий. (Конспекты занятий смотри в приложении).
Для того, чтобы прививать детям навыки самостоятельного описания игрушек проводились сюжетно - ролевые игры.
Так как результативность этого вида игр зависит от заинтересованности и увлеченности детей, то большое внимание было уделено сюжетам и их организации.
С детьми проводились сюжетно - ролевые игры: "Магазин", "День рождения", "Выставка", "Экскурсия".
Основное требование к участникам этих игр - наиболее полно, точно и последовательно описать игрушку, чтобы остальные дети могли отгадать ее по перечисленным признакам.
В конце второго этапа формирующего эксперимента было проведено контрольное занятие - драматизация "Теремок". Его основной целью было выявить степень развития описательной речи по окончании обучения. (Конспект занятия смотри в приложении).
Анализ речевых высказываний детей в ходе контрольного занятия показал, что реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов положительно повлияла на уровень связной речи детей: обогатился словарный запас детей; сформировались представления о структуре текста; улучшились навыки согласования слов в предложении; в речи детей увеличилось количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; а также уменьшилось количество ошибок при построении сложных предложений.
Разработка инновационных форм и методов по
подготовке учащихся общеобразовательных школ 7 классов к адекватным действиям в
условиях землетрясения
Так как одним из главных критериев верного поведения в критической ситуации является способность человека мыслить рационально и не поддаваться панике, то в начале своей исследовательской деятельности, был проведен опрос среди обучающихся 7 классов с целью выяснить как большинство из них справляются ...
Школы Франции
Основным звеном системы образования Франции является пятилетняя начальная школа, в которую поступают все дети, достигшие 6 лет (так называемый элементарный цикл образования). На базе этой школы существуют различные учебные заведения: старшие классы начальной школы, общеобразовательные коллежи (непо ...
Вопросы подготовки детей к школе в
психолого-педагогической и методической литературе
Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником: · выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учест ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.