Информация о педагогике » Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии » Анализ учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе

Анализ учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе

Страница 1

География как предмет начального школьного обучения прошла длинный и сложный путь развития. Впервые она появилась в России в начале XVII века, при Петре I. Первые учебники географии были перегружены географической номенклатурой, которую детям приходилось механически заучивать.

В 60-х годах XIX века передовые педагоги выдвинули в качестве руководящего принципа изучения географии в младших классах родиноведение. Известный педагог К.Д. Ушинский в своих методических рекомендациях к «учебным книгам» «Детский мир» и «Родное слово» предлагал учить ребенка наблюдать и понимать окружающее и на этой основе, путем сравнения и сопоставления, изучать географию нашей страны и других государств.

Большую роль в развитии начального обучения географии сыграли методисты А.А. Половинкин, К.А. Сонгайло. Так, К.А. Сонгайло работал в основном над содержанием и методикой преподавания географии в начальных классах. Он много внимания уделял изучению детьми плана, карты, проведению практических работ, экскурсий, наблюдений на местности, ознакомлению школьников с жизнью населения на основе краеведческого принципа.

На современном этапе развития начального образования знания по географии даются младшим школьникам по программам «Окружающий мир» и «Природоведение». Наиболее распространенными являются следующие программы: комплекс «Зелёный мир» (Плешаков А.А.), «Природа и люди» (Клепинина З.А.), «Окружающий мир» (Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапова И.В.), «Окружающий мир» (Поглазова О.О., Шилин В.Д.), «Мир и человек» (Вахрушев А.А., Руатиан А.С.). Географические знания в данных программах даются в разном объеме, и на их изучение выделяется различное количество часов. Объем географических представлений и понятий, необходимых для усвоения младшими школьниками, определен в документах: государственном образовательном стандарте и программах по данному курсу. Отбор основных понятий, приведение их в определенную систему осуществляется в соответствии с уровнем развития учащихся и с их подготовкой по другим предметам, со временем, отведенным на изучение географических сведений в данном классе, а главное – с основными задачами современного начального образования.

Проанализировав Государственный образовательный стандарт для начальной школы в области естествознания и несколько программ по дисциплине «Окружающий мир» (Вахрушев А.А., Руатиан А.С., Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапова И.В.), мы пришли к следующим выводам. На уроках окружающего мира у младших школьников формируются первоначальные географические представления: о родной стране, о ее столице и других городах, о разных станах мира и нашей планете в целом. При этом используется глобус и карта. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества. В тоже время авторы программ вводят дополнительные географические понятия и представления, не предусмотренные стандартом, что может привести к перегрузке младших школьников, если учитель начальной школы не будет владеть в достаточной мере методами обучения географии.

Ведущими методами при обучении географии являются картографический метод и наблюдение. Элементы этих методов учащиеся начальных классов отрабатывают, знакомясь с географическими понятиями, входящими в содержание начального курса природоведения. Оба метода относятся к группе практических методов обучения природоведению Пакулова, Кузнецова.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определения, выводы и обобщения Пакулова, Кузнецова. По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные (длительные и кратковременные), групповые (длительные и кратковременные) и фронтальные.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Лабораторные работы на вычисления
При изучении математики мы постоянно считаем: квадратные корни, площади плоских фигур, объемы геометрических тел и т.д. Поэтому правильность и точность вычислений зачастую определяют дальнейший процесс изучения математики. Важно, чтобы ученик не только умел вычислять, но и был увлечен этим процессо ...

Сущность, структура, элементы эмоционально-ценностного компонента обучения младших школьников
Воспитывающее обучение не только предполагает усвоение учащимися знаний о природе и обществе, о нормах поведения, но и требует эмоционально-ценностного отношения к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на их основе системы ценностных ориентации, которые становятся мотивами п ...

Особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появ ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru