В настоящее время профессионально-технические училища готовят рабочие кадры более чем по тысяче квалифицированных профессий и специальностей для всех отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи, культурно-бытового обслуживания, коммунального хозяйства и торговли. Учебные планы этих училищ, наряду с производственной практикой и специальными предметами, предусматривают изучение общей технологии производства, технической механики, электротехники с основами промышленной электроники, основ организации и экономики производства, обществоведения, физическую подготовку и эстетическое воспитание молодого рабочего. Профессионально-технические училища стремятся, таким образом, обеспечить в пределах своих возможностей всестороннее развитие и коммунистическое воспитание молодежи. В современных условиях важнейшее значение приобретает систематическое повышение квалификации работников промышленности и других отраслей народного хозяйства, а также обучение и рациональное использование рабочих, высвобождающихся в процессе механизации и автоматизации производства. Значительная роль в решении этой задачи принадлежит вечерним (сменным) профессионально-техническим училищам, которые осуществляют подготовку квалифицированных рабочих без отрыва от производства, повышение квалификации работающих, а также освоение ими смежных профессий. В 1959—1965 гг. дневные профессионально-технические училища подготовили 5 401,6 тыс. молодых рабочих, в том числе 1411,3 тыс. для промышленности, 1 035 тыс. для строительства, 2 463 тыс. для сельского хозяйства, 488,3 тыс. для других отраслей народного хозяйства. Повысилось качество обучения и воспитания молодых рабочих. Вместе с тем ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР в своем приветствии по случаю 25-летия системы профессионально-технического образования, отметив ее достижения, подчеркнули, что теперь, когда перед страной стоят весьма важные задачи по дальнейшему развитию социалистической экономики, обеспечению высоких темпов технического прогресса, ко всей системе профессионально-технического образования предъявляются новые, еще более высокие требования.
Необходимо всемерно поднимать уровень профессионального обучения молодежи, решительно улучшать качество подготовки и расширять выпуск квалифицированных рабочих кадров для народного хозяйства. Социалистический строй обеспечил в нашей стране политическое равноправие наций, ликвидировал унаследованное от старого строя, экономическое и культурное неравенство народов. Во всех советских республиках создана современная промышленность, сформированы национальные кадры рабочего класса и интеллигенции. Представление о росте квалифицированных кадров рабочих и интеллигенции в национальных республиках дают следующие цифры.
Если по СССР в целом число рабочих — металлургов и металлистов увеличилось с 1926 по 1959 год в 9 раз, то в республиках Средней Азии и в Казахстане оно возросло в 18 раз, число рабочих-химиков — соответственно в 9 и в 72 раза, шоферов — в 176 раз, комбайнеров и трактористов — в 595 и в 628 раз. Темпы роста инженеров, техников и агрономов в этих республиках также превышали более чем в 2 раза общесоюзные темпы. Наиболее быстрыми темпами развитие сети профессионально-технических учебных заведений и контингентов учащихся в них шло в республиках, которые до революции были отсталыми окраинами царской России. Это одно из следствий претворения в жизнь ленинской национальной политики, братского сотрудничества народов СССР. На начало 1941 года в стране действовало 1551 учебное заведение, в которых обучалось 602 тыс. человек. В годы Великой Отечественной войны система профессионально-технического образования понесла большой урон. При большинстве учебных заведений созданы многоотраслевые учебные хозяйства. Их посевная площадь составляет 94,2 тыс. гектаров. Профессионально-технические училища ведут большую воспитательную работу с молодежью. Они тесно связаны с коллективами базовых предприятий, с родителями учащихся. Важное место в формировании научного мировоззрения учащихся принадлежит курсу «Обществоведение», в котором излагаются основы марксизма-ленинизма, дается система знаний о законах развития природы и общества, о строительстве коммунизма в нашей стране. Молодые рабочие учатся отстаивать свои убеждения, претворять их в жизнь. Решающее значение имеет при этом учебно-производственная деятельность. Две трети учебного времени в училищах отводится производственному обучению, которое осуществляется на основе производительного труда учащихся. Большую роль в воспитании молодых рабочих играет социалистическое соревнование. Учебные группы ведут борьбу за звание резерва бригад коммунистического труда, учебные мастерские — за звание мастерской отличного качества продукции, общежития — за звание общежития коммунистического быта и образцового порядка. Ширится соревнование по профессиям — за звание лучшего 256 токаря, слесаря, машиниста угольного комбайна и т. д. Задачи всестороннего развития учащихся решаются на уроках и во внеклассной работе. Формы и методы внеклассной работы в училищах многообразны. Учащимся читают лекции, с ними проводят беседы и тематические вечера, организуют экскурсии, походы и занятия в кружках.1 В технических кружках молодежь приобретает навыки рационализации и изобретательства, знакомится с новейшими достижениями науки и техники. Будущие рабочие с увлечением конструируют действующие модели сложнейших машин, приспособления для высокопроизводительной работы, модернизируют станки, изготавливают наглядные пособия для учебных кабинетов и лабораторий, технические устройства.
Характеристика грамматического строя речи как компонента системы языка
При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существит ...
Основные формы и методы подготовки учащихся
общеобразовательных школ к адекватным действиям в условиях землетрясения в
системе всеобщего образования
сейсмологический общеобразовательный землетрясение учащийся Формы и методы преподавания уроков ОБЖ различны, однако большинство методов стандартизированы и используются уже очень давно. Они по-своему эффективны, имеют и свои плюсы, и свои минусы. Характеристика уроков: Вводный урок. Тема «Землетряс ...
История изучения фонетики
Фонетика и фонология – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Звуковой строй служит материальной формой языка и находится в сложных двояких отношениях с биологической и с общественной природой человека. Понятие «фонема» - одно из основополагающих понятий современного теоретического язы ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.