Информация о педагогике » Функционирование образовательной системы в послевоенный период в СССР и Европе » Профессионально-техническое образование после Великой Отечественной войны в СССР

Профессионально-техническое образование после Великой Отечественной войны в СССР

Страница 1

Государственная система профессионально-технического образования на различных этапах коммунистического строительства видоизменялась в соответствии с новыми экономическими задачами. Основной задачей первой послевоенной пятилетки было восстановление хозяйства районов, подвергшихся оккупации, достижение довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства, превышение этого уровня и обеспечение дальнейшего технического прогресса. Для решения этой задачи необходимо было большое количество хорошо обученных рабочих. Закон о четвертом пятилетнем плане предусматривал: «В целях обеспечения квалифицированной рабочей силой важнейших отраслей народного хозяйства и повышения качества технической подготовки производственных кадров увеличить к 1950 году годовой выпуск молодых квалифицированных рабочих из школ фабрично-заводского обучения, ремесленных и железнодорожных училищ до 1,2 млн. человек». Училища и школы трудовых резервов подготовили в 1946—1950 гг. 3 392 тыс. молодых рабочих. Одновременно с увеличением контингентов училищ и школ государственных трудовых резервов партия и правительство принимали меры к улучшению качества обучения. Еще до утверждения закона о четвертом пятилетнем плане Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО» (1945). В постановлении высоко оценивалась роль школ ФЗО в подготовке квалифицированных рабочих. Но вместе с тем отмечалось, что в условиях военного времени, когда училища и школы ФЗО в связи с требованиями военной промышленности производили ускоренные выпуски учащихся, а также выполняли специальные задания правительства по изготовлению боеприпасов и другие заказы, снизилось качество подготовки квалифицированных рабочих и ухудшилась учебно-воспитательная работа. Чтобы устранить эти недостатки, необходимо, указывалось в постановлении, поднять производственную и педагогическую квалификацию мастеров и преподавателей, улучшить оснащение учебных мастерских, обеспечить училища и школы стабильными учебниками и наглядными пособиями, совершенствовать формы и методы производственного и теоретического обучения, улучшить воспитательную работу среди учащихся. XIX съезд партии (1952) также потребовал улучшения качества подготовки молодых рабочих в системе государственных трудовых резервов. Утвержденные съездом директивы по пятому пятилетнему плану наметили широкую программу дальнейшего развития всех отраслей народного хозяйства, и в первую очередь тяжелой промышленности. С подъемом промышленности связывалась широкая механизация сельского хозяйства, увеличение продуктивности земледелия и животноводства. Предусматривалось значительное повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся. Чтобы обеспечить кадрами все отрасли народного хозяйства, потребовалось расширить систему учебных заведений трудовых резервов, произвести их дополнительную специализацию, удлинить сроки обучения, повысить требования к общеобразовательной подготовке молодежи. Еще в 1949 году, когда возникла необходимость форсировать подготовку кадров для угольной промышленности, в системе трудовых резервов были созданы горнопромышленные училища с двухгодичным сроком обучения и горнопромышленные школы с шести- и десятимесячным сроком обучения. Сентябрьский (1953) Пленум ЦК КПСС признал необходимым перевести на систему обучения, применяемую в ремесленных училищах промышленности, подготовку сельских механизаторов. В системе государственных трудовых резервов были созданы училища механизации сельского хозяйства, которые ежегодно готовили до 300 тыс. механизаторов, в основном трактористов-машинистов широкого профиля. В 1950/51 учебном году среднюю школу окончило 276,4 тыс. учащихся, а в 1954/55 учебном году — 1068,1 тыс. Если раньше основная масса выпускников имела возможность поступать в вузы, то в связи с быстрым расширением среднего образования все большая часть молодежи должна была после окончания средней школы вступать в трудовую жизнь. В августе 1954 года Совет Министров СССР принял постановление «Об организации производственно-технической подготовки молодежи, окончившей среднюю школу, для работы на производстве». Одной из мер, предусмотренных этим постановлением, было создание в системе трудовых резервов технических училищ, предназначенных готовить из юношей и девушек, имеющих законченное среднее образование, высококвалифицированных рабочих и младший технический персонал. Технические училища способствовали вовлечению выпускников общеобразовательных средних школ в производство: за 1954—1963 гг. они подготовили 744 тыс. квалифицированных рабочих. В 1955 году ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление о мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства в народном хозяйстве. В связи с этим было признано необходимым расширить подготовку строителей в учебных заведениях трудовых резервов. В 1955 году были созданы десятимесячные строительные школы, преобразованные в 1957 году в строительные училища с двухлетним сроком обучения. Эти школы и училища удовлетворяли около одной трети всей потребности в квалифицированных рабочих-строителях. Сокращение удельного веса краткосрочной подготовки, а также значительное повышение общеобразовательного уровня молодежи, принимаемой в училища и школы государственных трудовых резервов, способствовали улучшению качества профессиональной подготовки рабочих кадров. В 1940 году, когда была создана система трудовых резервов, в ремесленные и железнодорожные училища принималась молодежь с образованием в объеме начальной школы. Для поступления в школу ФЗО достаточно было элементарной грамотности. К 1950 году училища стали комплектоваться по преимуществу подростками, окончившими неполную среднюю школу, а школы ФЗО — молодежью с образованием не ниже начального. В 1941—1958 гг. учебные заведения трудовых резервов подготовили 10 245 тыс. молодых квалифицированных рабочих, в том числе 5 489 тыс. для промышленности и транспорта, 1 220 тыс. для строительства, 1 655 тыс. для сельского хозяйства. В легкой, пищевой, местной промышленности и некоторых других отраслях сохранились школы ФЗУ и ведомственные профессиональные учебные заведения. Вступление нашей Родины в период развернутого строительства коммунизма потребовало серьезной перестройки системы профессионально-технического образования. Начало этой перестройки было положено законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СCCP». В соответствии с законом создан новый тип профессионального учебного заведения — городские и сельские профессионально-технические училища на базе восьмилетней общеобразовательной школы. В течение 1959—1963 гг. все типы профессиональных училищ и школ системы трудовых резервов и подавляющее большинство ведомственных стационарных учебных заведений по подготовке рабочих кадров преобразованы в профтехучилища. В связи с быстрым научно-техническим прогрессом, комплексной механизацией и автоматизацией производства возникают профессии широкого профиля. Так, наладчик автоматической линии должен изучить основы всех видов холодной обработки металлов (токарного, фрезерного, шлифовального, слесарного дела), уметь рассчитать сложную наладку и осуществить ее наиболее целесообразным методом. Ему приходится своевременно выявлять и устранять неполадки и отклонения от нормального хода технологического процесса, а для этого требуется хорошо знать работу гидравлических, электромеханических, электронных узлов и приборов. В трудовой деятельности наладчика определяющую роль играют уже не столько навыки физического труда (хотя и они имеют значение), сколько теоретическая подготовка. Удельный вес такого рода высококвалифицированных профессий широкого профиля, объединяющих физический и умственный труд, будет возрастать. Но одновременно еще в течение многих лет с ними будут сосуществовать и профессии более узкие и менее квалифицированные.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Проблема подготовки детей к обучению математике в школе
Далеко не все дошкольники подходят к обучению в школе с необходимым багажом математических знаний или близких к ним. Нередко дефицит соответствующей работы со стороны родителей и педагогов приводит к тому, что будущий первоклассник не умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлен ...

Трудности изучения морфологии в начальных классах и пути их преодоления
Специфика морфологических понятий обусловлена своеобразием языковых явлений, т.е. содержательной стороной понятия. Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, общественными и другими явлениями, наблюдаемыми в начал ...

Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы
Для правильного проведения самостоятельной работы следует пользоваться методическими рекомендациями. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, дел ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru