Государственная система профессионально-технического образования на различных этапах коммунистического строительства видоизменялась в соответствии с новыми экономическими задачами. Основной задачей первой послевоенной пятилетки было восстановление хозяйства районов, подвергшихся оккупации, достижение довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства, превышение этого уровня и обеспечение дальнейшего технического прогресса. Для решения этой задачи необходимо было большое количество хорошо обученных рабочих. Закон о четвертом пятилетнем плане предусматривал: «В целях обеспечения квалифицированной рабочей силой важнейших отраслей народного хозяйства и повышения качества технической подготовки производственных кадров увеличить к 1950 году годовой выпуск молодых квалифицированных рабочих из школ фабрично-заводского обучения, ремесленных и железнодорожных училищ до 1,2 млн. человек». Училища и школы трудовых резервов подготовили в 1946—1950 гг. 3 392 тыс. молодых рабочих. Одновременно с увеличением контингентов училищ и школ государственных трудовых резервов партия и правительство принимали меры к улучшению качества обучения. Еще до утверждения закона о четвертом пятилетнем плане Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО» (1945). В постановлении высоко оценивалась роль школ ФЗО в подготовке квалифицированных рабочих. Но вместе с тем отмечалось, что в условиях военного времени, когда училища и школы ФЗО в связи с требованиями военной промышленности производили ускоренные выпуски учащихся, а также выполняли специальные задания правительства по изготовлению боеприпасов и другие заказы, снизилось качество подготовки квалифицированных рабочих и ухудшилась учебно-воспитательная работа. Чтобы устранить эти недостатки, необходимо, указывалось в постановлении, поднять производственную и педагогическую квалификацию мастеров и преподавателей, улучшить оснащение учебных мастерских, обеспечить училища и школы стабильными учебниками и наглядными пособиями, совершенствовать формы и методы производственного и теоретического обучения, улучшить воспитательную работу среди учащихся. XIX съезд партии (1952) также потребовал улучшения качества подготовки молодых рабочих в системе государственных трудовых резервов. Утвержденные съездом директивы по пятому пятилетнему плану наметили широкую программу дальнейшего развития всех отраслей народного хозяйства, и в первую очередь тяжелой промышленности. С подъемом промышленности связывалась широкая механизация сельского хозяйства, увеличение продуктивности земледелия и животноводства. Предусматривалось значительное повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся. Чтобы обеспечить кадрами все отрасли народного хозяйства, потребовалось расширить систему учебных заведений трудовых резервов, произвести их дополнительную специализацию, удлинить сроки обучения, повысить требования к общеобразовательной подготовке молодежи. Еще в 1949 году, когда возникла необходимость форсировать подготовку кадров для угольной промышленности, в системе трудовых резервов были созданы горнопромышленные училища с двухгодичным сроком обучения и горнопромышленные школы с шести- и десятимесячным сроком обучения. Сентябрьский (1953) Пленум ЦК КПСС признал необходимым перевести на систему обучения, применяемую в ремесленных училищах промышленности, подготовку сельских механизаторов. В системе государственных трудовых резервов были созданы училища механизации сельского хозяйства, которые ежегодно готовили до 300 тыс. механизаторов, в основном трактористов-машинистов широкого профиля. В 1950/51 учебном году среднюю школу окончило 276,4 тыс. учащихся, а в 1954/55 учебном году — 1068,1 тыс. Если раньше основная масса выпускников имела возможность поступать в вузы, то в связи с быстрым расширением среднего образования все большая часть молодежи должна была после окончания средней школы вступать в трудовую жизнь. В августе 1954 года Совет Министров СССР принял постановление «Об организации производственно-технической подготовки молодежи, окончившей среднюю школу, для работы на производстве». Одной из мер, предусмотренных этим постановлением, было создание в системе трудовых резервов технических училищ, предназначенных готовить из юношей и девушек, имеющих законченное среднее образование, высококвалифицированных рабочих и младший технический персонал. Технические училища способствовали вовлечению выпускников общеобразовательных средних школ в производство: за 1954—1963 гг. они подготовили 744 тыс. квалифицированных рабочих. В 1955 году ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление о мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства в народном хозяйстве. В связи с этим было признано необходимым расширить подготовку строителей в учебных заведениях трудовых резервов. В 1955 году были созданы десятимесячные строительные школы, преобразованные в 1957 году в строительные училища с двухлетним сроком обучения. Эти школы и училища удовлетворяли около одной трети всей потребности в квалифицированных рабочих-строителях. Сокращение удельного веса краткосрочной подготовки, а также значительное повышение общеобразовательного уровня молодежи, принимаемой в училища и школы государственных трудовых резервов, способствовали улучшению качества профессиональной подготовки рабочих кадров. В 1940 году, когда была создана система трудовых резервов, в ремесленные и железнодорожные училища принималась молодежь с образованием в объеме начальной школы. Для поступления в школу ФЗО достаточно было элементарной грамотности. К 1950 году училища стали комплектоваться по преимуществу подростками, окончившими неполную среднюю школу, а школы ФЗО — молодежью с образованием не ниже начального. В 1941—1958 гг. учебные заведения трудовых резервов подготовили 10 245 тыс. молодых квалифицированных рабочих, в том числе 5 489 тыс. для промышленности и транспорта, 1 220 тыс. для строительства, 1 655 тыс. для сельского хозяйства. В легкой, пищевой, местной промышленности и некоторых других отраслях сохранились школы ФЗУ и ведомственные профессиональные учебные заведения. Вступление нашей Родины в период развернутого строительства коммунизма потребовало серьезной перестройки системы профессионально-технического образования. Начало этой перестройки было положено законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СCCP». В соответствии с законом создан новый тип профессионального учебного заведения — городские и сельские профессионально-технические училища на базе восьмилетней общеобразовательной школы. В течение 1959—1963 гг. все типы профессиональных училищ и школ системы трудовых резервов и подавляющее большинство ведомственных стационарных учебных заведений по подготовке рабочих кадров преобразованы в профтехучилища. В связи с быстрым научно-техническим прогрессом, комплексной механизацией и автоматизацией производства возникают профессии широкого профиля. Так, наладчик автоматической линии должен изучить основы всех видов холодной обработки металлов (токарного, фрезерного, шлифовального, слесарного дела), уметь рассчитать сложную наладку и осуществить ее наиболее целесообразным методом. Ему приходится своевременно выявлять и устранять неполадки и отклонения от нормального хода технологического процесса, а для этого требуется хорошо знать работу гидравлических, электромеханических, электронных узлов и приборов. В трудовой деятельности наладчика определяющую роль играют уже не столько навыки физического труда (хотя и они имеют значение), сколько теоретическая подготовка. Удельный вес такого рода высококвалифицированных профессий широкого профиля, объединяющих физический и умственный труд, будет возрастать. Но одновременно еще в течение многих лет с ними будут сосуществовать и профессии более узкие и менее квалифицированные.
Общественно-политическое
положение во Франции в середине XVIII в. и философия просветителей
В середине XVIII в. система феодальных порядков, господствовавшая во Франции, пришла в глубокое противоречие с развивающимся капиталистическим способом производства. Феодально-абсолютистский строй тормозил распространение мануфактур, внедрение машин, применение передовых агрономических методов в се ...
Словарная работа - один
из эффективных методов работы по развитию связанной речи у умственно отсталых
детей
Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности и бедности связанной речи могут иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер нарушен ...
Трудности, возникающие при разработке и применении тестов и пути их
преодоления
Трудности, связанные с выделением объектов тестирования, объясняются тем, что приходится условно разграничивать коммуникативные умения (т.е. виды речевой деятельности), хотя в реальном общении они чаще всего взаимодействуют. Сложностью организационного характера часто представляется умение создать ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.