Школьники легко могут составить аналогичные задания самостоятельно. Данный прием следует использовать, чтобы повысить интерес учащихся к выполнению заданий. Важно, чтобы учитель оперативно проводил анализ заданий, составленных учениками, направляя их творчество таким образом, чтобы они предложит «нужные» ему задания.
Задание 7.
Пусть . Сколько корней имеет уравнение ?
Решение. Прежде всего, используя определение функции, записываем уравнение так: или после преобразований .
Теперь, применив рассуждения, описанные в предыдущем задании, убеждаемся, что «кандидатами» на корни могут быть названы х=0 и х=2. Проверка показывает, что только х=0 является корнем уравнения. Правильный ответ – второй.
Комментарий.
Школьников следует постепенно готовить к тому, что прежде следует составить уравнение, а потом его решать, Особенно следует предлагать такие задания в классах (и тем ученикам), которые «не любят вычислять и допускают много ошибок».
Задание 8.
При каких значениях а уравнение имеет только два корня?
Решение. , т.е. левая часть уравнения, равная сумме расстояний на числовой оси от точек -6 и 4 до точки х, не меньше 10. Из геометрических представлений ясно;
1) если левая часть меньше 10, то решений нет;
2) если правая часть равна 10, то решений бесконечно много (решениями являются все х, лежащие между -6 и 4);
3) если левая часть больше 10, то решений два (одно слева от -6, другое справа от 4).
Отсюда следует, что решениями служат те и только те а, при которых а2+2а>0. Легко убедиться, что решениями служат а>0 и а<-2.
Верным является четвертый ответ.
Задание 9.
Указать целый корень уравнения
Первое решение. С помощью проверки убеждаемся, что х=0 не является корнем уравнения, а х=1 является. Верный ответ – второй.
Второе решение. Пусть Тогда исходное уравнение принимает вид а2+7а-8=0. Получаем и Остается решить уравнения и Первое уравнение имеет единственный корень х=1, а второе не имеет корней.
Верным является второй ответ.
Задание 10.
Указать промежуток содержащий корень уравнения
Решение. Так как корни определены в том и только в том случае, когда подкоренные выражения неотрицательны, то область определения состоит из единственного значения х, равного 4. Проверка показывает, что х=4 является корнем уравнения.
Верным является третий ответ.
Комментарий.
Начинать знакомить школьников с использованием области определения при решении уравнений следует с 8 класса. Не лишним будет напомнить, что в 8–9 классах задания следует предлагать в такой форме, чтобы ученикам пришлось выполнять обоснованное решение. Далее этот метод следует повторять при изучении других тем.
Задание 11.
Найти произведение корней уравнения (х2-4х+3) (х2-12х+35)+15=0.
Решение. Левую часть уравнения представим, разложив квадратные трехчлены на множители так: (х-1) (х-3) (х-5) (х-7)+15=0. Теперь, перемножив первую и четвертую, вторую и третью скобки, получим следующее уравнение (х2-8х+7) (х2-8х+15)+15=0. Пусть х2-8х+11=а. Тогда уравнение принимает вид (х-4) (х+4)+15=0 или откуда и а2=-1. Остается решить еще два уравнения х2-8х+12=0 и х2-8х+10=0. Оба уравнения имеют действительные корни. Произведение корней первого уравнения равно 12, а произведение корней второго уравнения равно 10. При этом квадратные уравнения не имеют общих корней. Следовательно, произведение корней исходного уравнения равно 120.
Социокультурный
и кросскультурный феномен духовно-нравственного развития личности как
педагогическая проблема
В условиях демократических преобразований России, когда старая идеологическая система рухнула, а новая система демократических социальных ценностей в стране еще не сложилась, вопросы воспитания духовно развитой творческой личности подрастающего поколения становятся актуальными для современной психо ...
Формулирование выводов и оценка полученных результатов
Это результирующий (но не завершающий) этап исследования, когда делается то, ради чего задумывалось, организовывалось и проводилось исследование, происходит синтезирование всей информации, обобщение итогов всех видов ее анализа. Выводы исследователей призваны: * доказать истинность или ложность раб ...
Внеклассная работа - одна из форм повышения знаний по информатике
Внеурочное время может использоваться учителями-предметниками для решения комплекса задач по вовлечению школьников в удивительный мир науки. Расширение и углубление знаний и умений по предмету, повышение интереса учащихся к информатике как одному из предметов естественнонаучного цикла, повышение ур ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.