При подготовке к экзаменам в 9 классе, можно использовать многие контрольно-измерительные материалы Единого государственного экзамена в 11 классе. Для этого учитель размножает варианты ЕГЭ.
Отмечает в нем те задачи, которые доступны девятиклассникам (их набирается не менее половины от общего числа задач) и предлагает учащимся один вариант выполнить дома. После проверки и качественного анализа сданных работ предлагает выполнить школьникам аналогичный вариант на уроке (можно проводить и двухчасовые контрольные работы по договоренности с администрацией школы и родителями учащихся). К проверке этих работ желательно привлекать учащихся 10 и 11 классов (очень эффективно, когда старший школьник проверяет работу девятиклассника в его присутствии, обсуждая с ним не только задачи из частей А и В, которые решены неверно, но и показывая более рациональные правильные решения). Такая деятельность учащихся 10–11 класса (одиннадцатиклассники при этом систематически принимают зачеты у десятиклассников) играют огромную положительную роль в подготовке к экзаменам именно тех, кто добросовестно готовится и принимает зачет.
Старшая школа.
Учитель
должен иметь в виду, что изучение математики в старшей школе, прежде всего, должно быть разноуровневым и опираться на идеи личностно-ориентированной педагогики.
Последовательно проводя идеи личностно-ориентированной педагогики, мы должны поставить в центр внимания индивидуальность каждого ученика. Очеловечивание образования связано с уважением к личности воспитанника, формированием у него самостоятельности, установлением гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. Одним из благотворных следствий этого процесса будет замена учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника личностно-ориентированной, утверждающей ценность личности ребенка и отвергающей манипуляционный подход к нему. Будет уместным сформулировать один из принципов проведения школьного урока, который можно назвать принципом четырех «СО». Урок – это: СОтрудничество, СОпереживание, СОрадование, Созидание [23].
В системе новых отношений учитель – ученик педагоги должны воспринимать учеников именно такими, какие они есть. Каждый ученик – хороший! Работать нужно с учеником и оценивать его не в сравнении с другими, а в сравнении с ним самим, с тем, каким он был вчера, неделю, месяц назад. И если при этом ученик прогрессирует, то его необходимо поощрять.
По нашему мнению формы работы с учащимися старшей школы по математике имеют три главных отличия:
1.
У старшеклассников уже имеются устойчивые интересы к предметам и осознанные приоритеты [7]. А значит, выбирать содержание, даже способы его изучения, уровень сложности задач необходимо с учетом запросов учащихся. (Скажем, в одном классе теорему Виета для кубического четырехчлена следует изучать, а в другом можно даже и не упоминать.)
2.
Подготовка должна быть более индивидуальной. В каждом классе столько личностей, сколько числится учеников по списку. И каждая личность со своими запросами и с избранным направлением дальнейшего образования, поэтому важно учитывать запросы каждого. Для одной группы учащихся очень важен ЕГЭ, поскольку при поступлении в вузы, которые они выбрали, эта оценка учитывается. Для другой же группы учеников требуется иная подготовка – ибо им предстоит сдача классического экзамена, где предлагается 5 – 6 задач за 4 часа. Есть учащиеся, которым предстоит сдача устного экзамена по математике. А есть и такие, которым предстоит сдавать три части одного экзамена (алгебра, геометрия, тригонометрия) и все в форме тестов. Здесь для каждой группы учащихся важна своя программа, особенно в части домашних заданий. Кроме того, должны готовиться специальные измерительные материалы и должны быть разработаны различные критерии их оценки.
Технологическая компетентность
В настоящее время повышение технологической культуры учащихся является общепризнанной и актуальной задачей. К сожалению, педагогическая наука не удовлетворяет возросшим требованиям практики. Причину следует искать в том, что организация учебного процесса и его содержание не успевают претерпевать ад ...
Дидактическая система методов обучения
Объяснительно-иллюстративный метод Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный, как его иногда называют) заключается в том, что учитель передает учащимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эт ...
Цели и задачи преподавания психологии
Определение целей и задач преподавания психологии в различных областях образовательного пространства имеет свои особенности: наиболее полно и значимо они определены при подготовке специалистов-психологов; традиционная практика психологической подготовки учителя расставляет свои акценты; в связи с р ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.