- учить на уроках выделять и записывать главное. Учителю желательно аккуратно оформлять на доске основные положения, идеи, иллюстрации и учитывать при этом различную скорость письма у детей, давать возможность самым медлительным из них сделать необходимые записи в тетрадях. Учитель должен видеть перед собой некий запретительный знак «Не торопись!»;
– приобщать школьников к созданию собственной библиотечки, в которую помимо основной учебной литературы могут входить словари, справочники, энциклопедии, атласы и т.д.;
– учить ценить время, учить своевременно включаться в выполнение любой работы, организовывать ее и вовремя завершать. Нести ответственность за выполненную работу. Учить методам самоконтроля – невозможно при выполнении классной или домашней работы сделать все без ошибок, ошибки делают все. Важно научиться находить и вовремя исправлять их [24];
- учить видеть красивое не только в природе или изобразительном искусстве, но и в теориях, идеях, методах и задачах [15];
- учить детей ставить перед собой новые задачи. Например, ежедневно запоминать определенное число новых слов по английскому языку, быстрее вводить информацию в компьютер, освоить новый редактор, прочитать новую художественную книгу, отжаться большее число раз на уроках физкультуры и др.;
- учить корректному общению со школьниками [4], учителями и родителями, так как от этого зависит настроение человека, его включенность в общий ритм работы, выполнение коллективных заданий, определяет отношение к нему других людей;
- учить доброжелательному отношению к младшим школьникам и уважительному отношению к старшим во время принятия и сдачи зачетов;
- помочь выбрать каждому свое место во внеклассной деятельности с учетом способностей и интересов.
Об особой роли девятого класса.
За период обучения с 5 по 8 классы школьники изучили огромное число фундаментальных математических понятий (множества натуральных, целых, рациональных чисел, проценты, пропорции, квадратный корень, степени и действия со степенями, алгебраические дроби, функции и их графики, числовая ось и числовая плоскость, модуль, расстояние, площадь, тождества, уравнение, неравенства, системы уравнений и неравенств и др.). Данный пласт математических знаний необходимо систематизировать, обобщить и научить применять к решению достаточно сложных задач во время обучения в девятом классе. Учителю математики приходится обучать значительному объему нового материала (действительные числа, многочлены, последовательности, иррациональности, сложные функции и свойства, доказательство неравенств, задачи с параметрами, геометрические преобразования, векторы, уравнения линий и областей и т.д.). Вся эта большая и важная работа должна быть скоординирована с подготовкой к предстоящему экзамену по математике за курс основной школы.
Повторить качественно весь материал основной школы практически невозможно без зачетной системы, активными участниками являются ученики десятого класса, которые по каждой теме (например, «Квадратный трехчлен, квадратные уравнения и неравенства») готовят под руководством учителя зачетные карточки для каждого девятиклассника индивидуально, включающие теоретические вопросы, ключевые задачи по теме и задачи развивающего характера.
В нашей школе в рамках школьного расписания проходит зачет, который заканчивается выставлением трех оценок: за знание теории, за умение решать задачи, за ведение тетради. Дополнительно может выставляться оценка за ведение специальных блокнотов, в которых школьники систематизируют методы решения задач и алгоритмы их реализации, ключевые задачи, формулы. (Эти блокноты школьникам разрешается использовать на любых контрольных работах, затем на следующий год для подготовки к принятию зачетов. В процессе дальнейшею изучения математики школьники дополняют эти блокноты новыми фактами и методами решения новых задач.)
Решение логических задач как одно из средств активизации познавательной
деятельности учащихся
Формировать мышление лучше всего в ходе решения задач, когда учащийся сам наталкивается на проблемы и вопросы, формулирует их и находит ответы и решения, преодолевая возникающие трудности. Задача учителя — подготовить ученика к этому, научить его приемам умственной деятельности. Графический редакто ...
Значение и задачи музыкального воспитания детей
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, ока ...
Формирование и развитие связанной речи у детей
Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако далеко не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Эта роль совершенно исключительна, и связана она с тем, что для усвоения и применения многи ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.