Мужчинам полагается быть активными, быть готовым к приключениям. Одежда мальчиков редко является препятствием для их активности. Так, не осознавая, родители с раннего детства организуют окружение ребенка в соответствии с гендерными предписаниями.
Легко вспомнить достаточно многочисленные признаки однозначной демонстрации половой / гендерной принадлежности - сережки в ушках существа с едва опушившейся головкой, подчеркнуто грубоватые, ковбойские, ботинки на ножонках розовощекого ангелочка. Все эти внешние атрибуты показывают окружающим людям, как общаться с ребенком. Результат достигается - меняется голос, предмет разговора, характер высказываний: "Какая хорошенькая девочка! Какое у тебя красивое платьице!", "Какой сильный карапуз! Что это у тебя за машинка?" Скрытое послание, которое улавливается детьми, внешность важна для девочки, а для мальчика важно то, что он делает. Игра и игрушки. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игрушки окружают ребенка с первых дней его жизни. Очевидно, что разные игрушки предоставляют разные возможности для развития особенностей восприятия, мышления, для развития личностных качеств. Простые наблюдения подтверждают, что набор игрушек и игр у мальчиков и девочек различается. [1, 116]
Так, у девочек масса кукол, кукольной мебели, одежды, кукольных кухонных принадлежностей. Среди игрушек мальчиков насчитали масса разного рода повозок. Ни у одной девочки среди игрушек не было обнаружено игрушечных вагонов, поезда, лодки или мотоцикла.
Следует подчеркнуть, что игрушки не просто окружают и развлекают детей, а развивают определенные умения, дают возможность "примерять" взрослые роли. Если мы, взрослые, предоставляем разные игрушки девочкам и мальчикам, то мы косвенно сообщаем детям, что они могут делать в зависимости от их пола. "Соответствующие полу" игрушки для мальчиков стимулируют двигательную активность, исследование пространства, склонность к риску, изобретательность, для девочек - близость с другим человеком и вербальное взаимодействие. Когда же мы вырастаем, нас уверяют в том, что от природы женщины плохо ориентируются в пространственных отношениях, не разбираются в технике.
В возрасте 18-24 месяцев дети уже четко предпочитают те игрушки, которые традиционно относятся к мальчишеским или к девчоночьим. Более того, уже десятимесячные девочки выбирают кукол и чаще приносят их родителям, чем мальчики. В этом же возрасте девочки и мальчики одинаково охотно играют с грузовичками, кубиками, кухонной посудой. Но родители по-разному реагируют на эти игры, явно одобряя занятия с "подходящей" игрушкой, причем их реакции более выражены в случае мальчиков. Матери со стереотипными убеждениями относительно гендерных различий не одобряют активные игры своих дочерей. [1, 124]
Как результат, в три года более трех четвертей мальчиков просят в подарок на Новый год игрушки, "соответствующие" их полу. В отличие от мальчиков, девочки проявляют стереотипное поведение немного позже. В три года 29 % девочек просят гендерно специфические игрушки, в пять лет эта цифра равняется 73 %. К шести годам 75 % детей отказываются менять стереотипные игрушки на такие, которые одинаково подходят обоим полам.
Стереотипы в родительском поведении.
Уже в родильном доме очевидны невербальные различия в обращении с маленькими детьми - матери и отцы чаще прикасаются к новорожденным сыновьям, чем к дочерям. На протяжении первых трех месяцев жизни матери берут на руки, качают, целуют сыновей чаще, чем дочерей. Хотя матери говорят с дочерьми больше, они проявляют большую чувствительность к настроению сыновей. Со временем такое положение вещей может вести к формированию у мальчиков ощущения большей собственной значимости и способности контролировать других.
Ценностные и смысловые ориентиры и стратегические направления развития
российского образования
В конце XX в.в. период реформирования образования педагогическая наука взяла на себя задачу возрождения школы как социально-культурного института и определения перспектив ее развития. В 90-е гг. правительство развернуло исследования, направленные на выявление культурно-образовательной и социальной ...
Изучение восприятия сказки детьми дошкольного возраста
Наше исследование мы провели в старшей группе детского сада села Лариха. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет (Приложение 1). Целью констатирующего этапа нашего исследования мы поставили выявить уровень восприятия сказки детьми данной группы. Для диагностики уровня восприяти ...
Проблемы аспирантуры и докторантуры
Наполненность аспирантуры в Советском Союзе и в России в разные периоды отличалась; вводились и упразднялись те или иные учебные курсы и, соответственно, экзамены, устанавливались и отменялись ограничения на объем диссертации и т.п. Как было показано в Разд. 1, страны – участницы Болонского процесс ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.