В настоящее время в психологической литературе отмечен интерес к гендерной психологии. Это связано с тем, что проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации - одна из важнейших и актуальных проблем современной психологической науки. К этому вопросу необходимо обратиться потому, что вопросы пола в нашей стране долгое время умалчивались, а сейчас требуется их теоретическое обоснование и практическое разрешение, так как без решения данной проблемы невозможно разрабатывать методы дифференциального подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых для успешного выполнения в будущем своих общественных и семейных функций.
Многочисленные научные исследования показали, что психологические различия между мужчинами и женщинами возникли в большей степени вследствие особенностей воспитания мальчиков и девочек, а также социального воздействия, нежели только из-за биологических различий между полами. Период дошкольного детства следует рассматривать как начальный этап формирования половой идентификации, который понимается как единство самосознания и поведения индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
Данной проблемой занимались многие ученые: Ш. Берн, В.Е. Коган, И.С. Кон, Т.А. Репина и др. Их исследования имеют важное значение для нашей работы.
Исходя из проблематики влияния гендерных различий на уровень притязаний у детей дошкольного возраста, целью курсовой работы является - изучение половозрастных особенностей притязаний у детей старшего дошкольного возраста.
Объект - уровень притязаний детей дошкольного возраста.
Предмет - влияние гендерных стереотипов на становление притязаний у детей дошкольного возраста.
Гипотеза - специфика гендерной социализации оказывает влияние на становление притязаний у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с выделенными нами объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить сущность процесса гендерной социализации.
3. Выявить влияние гендерных стереотипов на развитие притязательной стратегии и тактики у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести сравнительный анализ притязаний у испытуемых разного пола.
5. На основе полученных данных, дать рекомендации по построению образовательного процесса в ДОУ.
Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
экспериментальные: эксперимент, наблюдение.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 18 "Кораблик" г. Саранска в подготовительной к школе группе. Структура данной работы соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Педагогическая деятельность по подготовке артиста балета
«Роль педагога огромна, от него во многом зависит творческий рост артистов», - писала Н.М. Дудинская [13, C. 24]. Нами была проведено исследование с целью определения специфики становления профессионализма артиста балета. База исследования: Красноярское хореографическое училище и Красноярский театр ...
Обучение аудированию на коммуникативной основе
Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуац ...
Особенности безопасности современного бизнеса
Так сложилось, что многие предприниматели в решении вопросов обеспечения безопасности своего бизнеса полагаются на опыт ветеранов спецслужб. Некоторые думают, что стоит взять на работу бывшего сотрудника МВД или КГБ, и всё будет сделано, как надо. Безусловно, опыт и полезные связи, приобретённые за ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.