В современной педагогической психологии признается факт того, что в старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения. Важнейшими показателями считается процесс становления детских притязаний.
С.С. Степанов определил уровень притязаний
как - желаемый уровень самооценки личности; который определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний. Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества. [25, 176]
При этом следует отметить, что, как и большинство онтогенетических характеристик личности, притязания преломляются через структуру гендерного самосознания, существенным моментом которого являются активно функционирующие в дошкольном возрасте гендерные предпочтения.
Следует заместить, что в последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов. Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики притязаний и процесса целепологания применительно к периоду раннего онтогенеза остается практически неосвещенной. В частности, в отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны. В психологии существуют лишь отдельные работы Турецкой Г.В., Тищенко С.П., Толмасовой А.К. и др. где прослеживаются связь между полом ребенка и тактикой его притязаний. Так в ряде из них отмечается, что уже в старшем дошкольном возрасте девочки склоны к использованию стабильных и последовательных поведенческих стратегий, тогда как мальчикам больше свойственно непоследовательное и трудно предсказуемое поведение; девочки характеризуются более гибкими притязаниями и адекватным поведением в ситуации выбора целей; так называемые атипичные случаи, впервые зафиксированные М. Юкнактом (снижение притязаний после успеха и повышение после неудачи), чаще наблюдаются у мальчиков. [30, 120]
Вместе с тем в некоторых исследованиях, посвященных генедерным аспектам уровня притязаний (УП), установлено, что, начиная с подросткового возраста, у представителей мужского пола УП значительно выше, и в целом доминирует мотив достижения успеха, в то время как у девочек и женщин фиксируется более низкие показатели притязаний, для них характерна мотивация избегания неудачи. [17, 70]
Весьма показательны в этом плане и эксперименты Бремса С. и Джонсона М. по каузальной атрибуции. В частности, они свидетельствуют о том, что при решении задач мужчины склонны приписывать причину успеха своим способностям, тогда как женщины объясняют свои успехи чаще случайными факторами. И, наоборот, в случае неудачи мужчины чаще ссылаются на независящие от них объективные обстоятельства, в отличие от женщин, для которых характерно связывать неудачи с недостатком способностей или сложностью задачи. Подобные гендерные особенности субъективного отношения к ситуации успеха / неудачи некоторые исследователи связывают с ассиметрией гендерной социализации девочек и мальчиков в детском возрасте, в частности, со спецификой социальных внушений в отношении детей разного пола со стороны других. [6, 22]
Ассиметрия
является главной особенностью гендерной социализации. Она проявляется в разных жизненных целях, ценностных ориентациях, ожиданиях, способах воспитания и обучения мальчиков и девочек на всех этапах развития и во всех социальных институтах.
Возрастные особенности эмоционально-ценностного
компонента у младших школьников
Возрастное развитие человека - это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определенной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психических новообразований и изменением личности. Динамика перехода от одного возр ...
Сравнительно-сопоставительный анализ констатирующего и контрольного
экспериментов
После коррекционного этапа нами была повторна проведена диагностика по тем же методикам. Для диагностики мы выделили исследование: схематического мышления посредством теста Когана; логичности мышления посредством методик, исследующих: способность обобщать – «Обобщение понятий», способность классифи ...
Особенности русского риторического идеала и перспективы его возрождения
Русский риторический идеал восходит к риторическому идеалу сократического типа и имеет одним из своих важнейших источников традицию Платона и Сократа. Неудивительно поэтому, что для отечественного риторического идеала характерны следующие особенности, отличавшие его с древности и присущие ему и сег ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.