Информация о педагогике » Гендерный анализ уровня притязаний у детей старшего дошкольного возраста » Гендерные различия как одно из направлений социального развития

Гендерные различия как одно из направлений социального развития

Страница 3

Стереотип - это мнение о личностных качествах группы людей, которое может быть чрезмерно обобщенным и неточным. С их помощью человек воспринимает, "классифицирует" других людей по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их физическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т.д.), например подростки, женщины/мужчины, политики, безработные и т.д. Стереотипы, в том числе и гендерные, часто порождают слишком условное и упрощенное представление о людях, формируют ожидания и установки в отношении других, содействуют упрощенному восприятию и лишают выгод, связанных с познанием отдельной личности. [25, 96]

Стереотипы осознаются и приобретаются индивидом в ходе социализации в той труппе, к которой он принадлежит (родителей, приятелей, учителей, СМИ и т.д.). Причем даже собственные представления личности о себе могут быть тесно связаны со стереотипами.

Гендерный стереотип - это упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчин и / или женщин. Данные стереотипы проявляются во всех сферах, жизни человека: самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии. Они очень устойчивы. М. Джекмен и М. Сентер выявили, что гендерные стереотипы намного сильнее расовых. [22, 118]

В современном мире в общественном сознании и, практиках взаимодействия гендерные стереотипы рассматриваются как "истинные", как некий социальный консенсус, применяемый при решении проблем, для которых нет однозначных подтверждений и объективных критериев. По мнению Ф.Л. Джес, гендерные стереотипы, являясь "истинными", трансформируются в ценности и формируют нормативные образы "истинной" фемининности, маскулинности. Таким образом, существующая норма поведения превращается в предписание. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин. [23, 21]

Выделяют несколько групп гендерных стереотипов. К первой относятся стереотипы маскулинности-фемининности. В стереотипном представлении маскулинности приписываются "активно-творческие" характеристики, инструментальные черты личности, такие как активность, доминантность, уверенность в себе; агрессивность, логическое мышление, способность к лидерству. Фемининность, наоборот, рассматривается как "пассивно-репродуктивное начало", проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, заботливость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики обычно противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополнительные.

Так, установлено, что маскулинность положительно коррелирует с успешным решением задач, уверенностью в себе, готовностью разрешать проблемную ситуацию, в то время как феминность характеризуется склонностью к стратегии самообвинения, констатируется ее связь со стратегией отказа от действия. Подчеркивается, что у субъектов с мускулинной ориентацией большее целевое отклонение, при этом сами они более независимы, свободны и решительны, тогда как при феминной ориентации они, как правило, зависимы, пассивны и конформны, менее уверены в своих силах.

Вторая группа гендерных стереотипов включает представления о распределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью считается роль домохозяйки, матери. Женщине предписывается нахождение в приватной сфере жизни - дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. В немецком языке существует поговорка о четырех "К", отражающее стереотипное представление о социальной роли женщины. Переводится она как: "кухня, кирха, ребенок, платье". Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли.

Третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности. В научной практике подобное распределение гендерных ролей подтверждалось концепцией взаимодополняемости полов Т. Парсонса, Р. Бейлза.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Общая характеристика предприятия
«Институт безопасности предпринимательства Алтайский край» был образован в январе 1999 года в целях содействия предпринимательской деятельности в вопросах обеспечения безопасности бизнеса в условиях рыночной экономики, противодействия криминалу и недобросовестной конкуренции. Основные виды деятельн ...

Методические основы практической разработки тестов
А Анастази разбивает прцесс создания теста на три основных этапа: - проектирование теста; - написание заданий; - анализ заданий. И действительно, разработчик теста, начинающий прямо с написания заданий, скорее всего создаст односторонний тест. Без наличия технического проекта будущего теста некотор ...

Возможные психологические трудности
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. Разделим эти трудности на несколько групп, в зависимости от того, с чем они связаны, кратко их охарактеризуем и наметим основные пути предупреждения. Когнитивные трудности. Это т ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru