Однако усвоение гендерной роли может основываться не только на традиционных представлениях о жесткой закрепленности поведения и психологических особенностях за представителями того или иного пола, но и на андрогинии. Понятие "андрогиния" описывает такую ситуацию, когда гендерные роли становятся гибкими и позволяют всем людям мужского и женского пола вести себя в соответствии с индивидуальными особенностями, а не с гендерными предписаниями. В андрогинном поведении отражается реальное отсутствие чисто мужских и чисто женских качеств: девочка и мальчик/мужчина и женщина могут быть эмоциональными и не очень, самостоятельными и зависимыми, мягкими и жесткими, более того, исследования показали, что люди андрогинного типа более всего приспособлены к жизни и реже испытывают стрессы, связанные с полоролевыми конфликтами [18, 22-23].
По данным Э. Ланкоби и К. Джеклин, мальчики, как правило, подвергаются более интенсивной гендерной социализации, чем девочки. На мальчиков оказывается более сильное давление. Феминные роли определяются не столь жестко и внедряются менее последовательно, чем маскулиные. Мальчиков чаще и строже наказывают, зато, они по-видимому, получают также больше поощрений и автономии в своем развитии. Объяснение этого факта состоит в том, что мальчики по природе более активны и беспокойны, привлекают к себе внимание взрослых. И.С. Кон считает, что повышение внимание к социализации мальчиков - одно из проявлений общего закона половой дифференциации, который Д. Мани назвал "принципом Адама" или принципом маскулинной дополнительности.
Э. Маккоби и К. Джеклин перечисляют несколько возможных вариантов объяснения гендерной социализации:
1. Родители общаются с разнополыми детьми так, чтобы приспособить их к принятым в обществе нормативным ожиданиям.
2. Вследствие врожденных половых различий, проявляющихся уже в раннем детстве, мальчики и девочки по-разному "стимулируют" своих родителей и тем самым добиваются разного отношения к себе.
3. Родители обращаются с ребенком исходя из своих представлений о том, каким должен быть ребенок данного пола. Адаптация ребенка к нормативным представлениям родителей происходит по-разному:
· Родители стремятся научить детей преодолевать то, что они, родители, считают их естественными слабостями. Например, если родители считают, что мальчики по природе агрессивнее девочек, они могут тратить больше усилий на то, чтобы противодействовать агрессивному поведению сына, а дочерям, наоборот, помогать преодолевать предполагаемую естественную робость.
· Родители считают любое поведение естественным для данного пола и не пытаются изменить его.
· Родители по-разному воспринимают поведение мальчиков и девочек, реагируют на такие поступки, которые кажутся им необычными для их пола.
4. Родительское отношение к ребенку в известной степени зависит от того совпадает ли пол ребенка с полом родителя, иными словами, являются ли они однополыми или разнополыми. Здесь возможны 3 варианта:
· Каждый родитель хочет быть образцом для ребенка своего пола. Поэтому отцы уделяют больше внимания сыновьям, а матери - дочерям.
· Каждый родитель проявляет в общении с ребенком некоторые черты, которые он привык проявлять по отношению к взрослым того же пола, что и ребенок.
· Родители сильнее идентифицируются с детьми своего пола, нежели противоположного пола. В этом случае родитель замечает больше сходства между собой и ребенком и более чувствителен к его эмоциональному состоянию - это во многом зависит от самочувствия родителя. [15, 195-197]
Отчетливо полодиморфическим является общение со сверстниками, предпочтение партнеров своего или другого пола, стиль взаимоотношений в группе и т.д., поэтому помимо родителей, исключительно важным, универсальным агентом гендерной социализации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. [14, 197]
Сверстники.
Социализация не является однонаправленным процессом, то есть не идет только от взрослых к ребенку. Взрослые - не единственные действующие лица этого процесса, последние исследования выявили важную роль сверстников уже на стадии раннего детства. Так, в три года 41 % контактов мальчиков приходятся на сверстников, в сравнении с 29 % у девочек. Дети активно влияют друг на друга в повседневном общении дома, в играх во дворе и детском саду. Наблюдения Поповой
показывают, что дети самостоятельно разделяются на группы по признаку пола, причем группы мальчиков больше по численности, вовлечены в более активные действия, часто соревновательного характера. Их игры проходят в большем удалении от дома, от родителей, от воспитательниц. [22, 120]
Описание компетенции ПКД-1
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в образовательной деятельности в дошкольном образовании (ПКД). Компетенция ПКД-1 определяется как "способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольног ...
Сущность понятия «социально-воспитательная
деятельность»
музей старшеклассник воспитательный образовательный В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главн ...
Анализ эффективности реализуемых мероприятий
На контрольном этапе нашего экспериментального исследования мы провели повторную диагностику определения уровня восприятия у детей. Результаты данной диагностики приведены в приложениях 5, 6. В процессе организации психолого-коррекционных занятий мы использовали деятельностный принцип, поэтому в ка ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.