Из представленной таблицы №1 видно, что аудитивные материалы данного УМК соответствуют базисным критериям аутентичности и параметрам аутентичных текстов, а также общим требованиям, предъявляемым к аудитивным материалам.
Кроме того, все аудитивные тексты данного УМК можно рассматривать с точки зрения функционального применения, так как аудирование в процессе обучения выступает как цель и как средство.
Исходя из этого, все аудитивные тексты данного УМК можно разделить в соответствии с их функциональным применением:
1) Учебно-аутентичные тексты, составленные с целью использования аудирования как средства для:
– обучения другим видам речевой деятельности;
– введения и закрепления нового языкового материала (фонетического, лексического, грамматического);
– контроля пройденного материала.
Такие тексты составлены с учетом параметров аутентичного текста и пройденного лексического и грамматического материала по конкретному тематическому разделу, и, как правило, почти не содержат новых аудитивных трудностей.
2) Подлинно аутентичные материалы (authentic, unscripted recordings) используются для развития навыков и умений непосредственно аудирования как вида речевой деятельности. Их применение направлено на совершенствование умений и навыков восприятия и понимания иноязычной речи на слух.
Рассмотрим предложенную методику работы с аудитивными материалами.
Так, авторами предлагается следующая программа для аудирования (the listening syllabus):
– понимание текста в целом (gist listening);
– для получения специальной (выборочной) информации (for specific information);
– составление плана основных событий (summarizing main points);
– составление заключения по тексту (inference).
Однако необходимо отметить дифференцированный подход к работе с аудитивными текстами при использовании аудирования как цели и как средства обучения.
Представленная таблица №2 отражает различие методик работы с аудитивными текстами в зависимости от их функционального употребления:
Таблица №2
Аудирование как средство обучения |
Аудирование как цель обучения |
I. Предтекстовой этап. | |
Учебно-аутентичные материалы |
Подлинно аутентичные материалы |
В большинстве случаев предполагается многократное прослушивание. |
Однократное прослушивание. |
1. Презентация краткого содержания текста преподавателем. (Listen to 4 people talking about their relationship with their parents. 2. Постановка учебной задачи и предтекстовые задания (в зависимости от учебной цели, с использованием опор или без). (As you listen, decide: a) if they are talking about the present or the past. b) if the relationship was good or not.) |
1. Создание ситуации и / или мотива общения. (Например: You will hear an interview with a man called Brian about his experiences of driving a lorry for the first time). 2. Установка коммуникативной задачи. (Compare your own impressions (if you have any) to those of his): 3. Предтекстовые задания. (The following words are contained in the story, look at them and before you listen, imagine, what happened to Brian during the rest of the day (список слов). 4. Listen to the story and answer the questions (Предтектовые вопросы). |
II. Тектовый этап (слушание текста с выполнением некоторых предтекстовых заданий). | |
III. Послетекстовый этап. | |
3. Answer the following questions, using either used to do or be/ get used to. Use short answers where appropriate. |
5. There are 5 incidents. Put a number on the map (зрительная опора) to show where they happened. Describe briefly each one. 6. Think over Brian’s behaviour and discuss it with your partner. Use the words and word-combinations from the text. |
Задания носят учебный характер и направлены на закрепление пройденного языкового (в данном случае грамматического) материала. |
Задания направлены на понимание текста и носят в основном творческий характер, то есть соответствуют аспекту аутентичности. |
Характеристика процесса обучения и его связь с учением
Обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Двусторонний характер обучения - содержит всегда взаимосвязанные и взаим ...
Методические рекомендации по разработке и применению кейс-методов
При разработке кейса можно выделить основные этапы создания кейсов: 1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление ...
Педагогическая наука в странах Запада
Во второй половине XX в. на Западе возник ряд направлений в педагогической науке, которые ориентированы на поиск путей повышения эффективности образования. Практически все эти направления базируются на идеях педагогов-реформаторов прошлого и имеют глубокие исторические корни. Реализация преемственн ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.