Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям и в сфере образования. Так как процесс обучения изменялся в соответствии с социальным заказом, то корректировался и статус иностранного языка как школьного предмета. В частности, практическая цель обучения трансформировалась следующим образом: обучение иностранному языку – обучение иноязычной речи – обучение иноязычной речевой деятельности – обучение иноязычному общению.
А, как известно, общение – это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух, поэтому даже небольшое недопонимание сказанного собеседником может нарушить весь процесс взаимодействия. Таким образом, говорение и аудирование являются основными видами речевой деятельности в общении с носителями иностранного языка.
Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. В наше время, когда знание английского языка становится скорее нормой (компьютерная, экономическая и политическая терминология базируются на английском языке) и можно говорить об английском языке как о языке международного общения, авторами современного государственного образовательного стандарта выдвигается расширенная трактовка цели обучения иностранному языку в российских школах – формирование коммуникативной компетенции. А это значит, что иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство понимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Однако, основным противоречием современного этапа можно считать тот факт, что провозглашаемые практические (коммуникативные) цели обучения, предполагающие овладение иностранным языком как средством общения, в большинстве случаев не реализуются на практике, поскольку действующий формально-речевой подход направлен, главным образом, на достижение предкоммуникативных результатов обучения (формирование языковой и речевой компетенции учащихся – понимание образцов и умение строить высказывание по аналогии). Но решать реальные задачи общения средствами иностранного языка учащиеся не могут.
По мнению Ляховицкого М.В., основным средством обучения иностранному языку является языковая среда, а все остальные средства являются вспомогательными, их назначение – создание более или менее ярко выраженной иллюзии приобщения учащихся к естественной языковой среде. В связи с ориентацией школьного процесса обучения на практическое владение иностранным языком проблеме понимания речи на слух придается большое значение.
Известно, что в практике преподавания методика обучения аудированию наименее разработана. Одной из основных причин недостаточного внимания к аудированию со стороны преподавателей является тот факт, что совсем недавно аудирование считалось легким умением. Впоследствии несостоятельность этой точки зрения была доказана и теорией, и практикой. Согласно некоторым проведенным исследованиям, даже люди, достаточно свободно владеющие иностранным языком, испытывают затруднения при слушании естественной речи носителей языка, потому что восприятие и понимание звучащей речи являются весьма сложной психической деятельностью.
Это подтверждает тот факт, что умения говорения и аудирования находятся во взаимосвязи, и добиться их равномерного развития можно только при условии применения специально разработанной системы упражнений для развития понимания именно устной речи в естественных условиях общения.
Таким образом, аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности и, по мнению многих педагогов, должно быть развито лучше других умений. Одной из практических задач в области аудирования является обучение учащихся восприятию иноязычной речи в условиях, приближенных к реальным.
Исходя из выше сказанного, делаем вывод, что актуальность
использования аутентичных материалов в обучении аудированию заключается в их функциональности. Под данным термином мы понимаем их ориентацию на реальное использование, так как они создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде, что, согласно мнению многих ведущих специалистов в области методики, является главным фактором в успешном овладении иностранным языком.
Несмотря на большое разнообразие аудио и видео материалов, наличие большого количества видео курсов по иностранным языкам, использование их в практической деятельности очень ограничено. Этот факт зависит от двух причин. Во-первых, значительное расхождение современных целей обучения иностранному языку с большинством тех учебно-методических комплексов, которыми располагают школы (недостаточная их насыщенность аутентичными материалами). Во-вторых, почти полное отсутствие разработанных методик обучения и их теоретической базы.
Вышеизложенная информация определила выбор темы исследования –
«Обучение аудированию как виду речевой деятельности с опорой на аутентичные материалы на старшем этапе».
Объект исследования
– процесс аудирования с опорой на аутентичные материалы.
Предметом исследования является
использование аудитивных аутентичных материалов на уроках английского языка на старшем этапе.
Таким образом, целью данной курсовой работы
является:
– определение сущности аутентичных материалов и специфики их использования на старшем этапе обучения, и экспериментальная проверка результативности упражнений на базе УМК John and Liz Soars «Headway» (Upper-Intermediate).
Выбор старшего этапа обучения обусловлен не только личной профессиональной деятельностью, но и тем, что у учащихся уже имеется достаточный запас знаний по основным языковым аспектам. А значит применение аутентичных материалов более целесообразно, так как иностранный язык на данном этапе используется в большей степени как средство получения и углубления знаний в различных областях науки, культуры и техники.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач
:
– рассмотрение аудирования как вид речевой деятельности.
– выявление трудностей в обучении аудированию и способов их преодоления;
– изучение теоретических материалов, посвященных проблеме определения аутентичных материалов и их функциональности;
– изучение специфики практического использования аутентичных материалов на старшем этапе обучения аудированию;
– анализ особенностей использования аутентичных материалов в обучении аудированию на старшем этапе в учебно-методическом комплексе John and Liz Soars «Headway» (Upper-Intermediate Level).
Для осуществления поставленных задач использовались следующие взаимодополняющие методы исследования
:
– изучение, теоретический анализ и систематизация положений современной научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
– классификация данных;
– критический анализ специальной литературы (в основном статьи журнала «Иностранные языки в школе»);
– наблюдение на уроках;
– анкетирование учащихся для выявления эффективности данного вида аудирования
– беседы с коллегами – преподавателями с целью изучения их опыта в использовании аутентичных материалов при обучении иностранному языку на старшем этапе.
Опытное обучение проводилось в группах 2 курсов политехнического колледжа г. Камышина.
Специфика
коррекционной работы по формированию навыков и умений связной речи у детей с общим
недоразвитием речи
Определяя специфику обучения навыкам связной речи, мы исходили из утвердившегося в психолингвистике представления о речи как о совокупности отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно [16]. Этот же принцип предложен В.К. Воробьёвой [1]. При этом мы опираемся на следующие положе ...
Упражнения и методические рекомендации для подготовки учащихся к сдаче
заданий уровня А
Каждое из заданий первой части ЕГЭ состоит из условия и четырех вариантов ответов. При этом ответы к заданиям первой части удовлетворяют таким правилам: 1. Приводится всегда четыре варианта ответов. 2. Среди ответов всегда имеется правильный. 3. Правильный ответ всегда единственен. При подготовке к ...
Школа и педагогика в Западной Европе во второй половине 20
века и на современном этапе
Со второй половины 20 века, при переходе человечества к постиндустриальному (информационному) этапу развития, система образования вступила в противоречие с новой ситуацией в обществе. Усложнение производства и необходимость более высокой профессиональной квалификации, научно-техническая революция и ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.