Критерии оценивания детских работ по лепке:
• 3 балла — предмет наделен оригинальным образным содержанием, форма передана точно, части расположены точно, композиция продумана, достаточно четко передано движение.
• 2 балла — есть незначительные искажения в строении предмета, передачи формы, пропорциях предмета, композиции, движение передано неопределенно.
• 1 балл — предметы не наделены образным решением, неверно передана форма, пропорции, композиция не продумана, носит случайный характер, безразличие к материалу.
В следующей таблице показано процентное соотношение детей к каждому уровню развития творческих способностей (приложение №7).
Уровни |
% |
Высокий уровень |
33,3 |
Средний уровень |
46,6 |
Низкий уровень |
20 |
Таким образом, контрольный эксперимент показал, что на занятиях по лепке из соленого теста, можно развивать у детей творчество, т.е. замыслы стали более самостоятельными, дети стремятся к наиболее полному раскрытию замысла, используются разные способы и приемы лепки, работы дополняются вспомогательными материалами, тем самым проявляют в самостоятельной деятельности свое творчество.
Если говорить о лепке из соленого теста как о средстве развития творчества ребенка, значит, ничего не сказать. Порой достаточно увидеть счастливое личико ребенка, его восторг от созданного им образа, и ты понимаешь, как много смог ты сделать для него. Лучшей наградой для педагога служат достижения его учеников. И зачастую, можно видеть, насколько важно для ребенка быть правильно понятым, увидеть восторженное лицо воспитателя, от положительной оценки своей деятельности. Такой положительный настрой благотворно влияет на эмоциональное развитие ребенка. Ну а положительные эмоции залог обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и задач.
Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.
На занятиях по лепке можно использовать разнообразный материал (глину, пластилин, тесто, песок, снег). Они развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение таинствами и загадками.
Способы выполнения лепки из соленого теста позволяет ребёнку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи. Дети начинают понимать, что все предметы могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному. Появляется понятие вариативности.
Составление лепных композиций из соленого теста интересная, таинственная, сказочная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариантности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей. Таким образом, лепка является средством формирования и развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. Она развивает собственную активность, самоконтроль, любознательность, коммуникативность, оригинальность мышления, настойчивость, трудоспособность, позитивную я-концепцию, а также развивает чувство ритма, цвета, формы, композиции, словом всё то, что необходимо творческому человеку. Лепка из соленого теста доступна дошкольникам - это способ детского самовыражения. Ребёнок выражает своё отношение к тому, что его окружает и рассказывает о том, что он чувствует. Система занятий по лепке обеспечивает систематическое обращение к эмоциональной сфере ребёнка – осознанию им собственных чувств.
Перспективы развития системы повышения квалификации в Республике Казахстан
Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и в целом успешная модернизация образования в Республике всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Готовность к изменениям – это главный показатель модели современного пе ...
Анализ результатов констатирующего эксперимента
1. Первое задание Отметим особенности, которые возникли у детей при выполнении данного задания: составление фраз-высказываний подменяется простым перечислением изображаемых действий. В большинстве случаев для составления фразы требуется дополнительный вопрос, указывающий на выполняемое действие. Ха ...
Психолого – педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего
дошкольного возраста
В развитии личности ребенка дошкольного возраста важное место занимают знания. При отборе содержания знаний следует учитывать, что знание лежит в основе развития мышления, но и в основе отношений к действительности, к окружающему миру. Одним из направлений таких знаний, при освоении, которых в един ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.