Основным звеном системы образования Франции является пятилетняя начальная школа, в которую поступают все дети, достигшие 6 лет (так называемый элементарный цикл образования). На базе этой школы существуют различные учебные заведения: старшие классы начальной школы, общеобразовательные коллежи (неполные средние школы), в которых завершается обязательное восьмилетнее образование подростков 11—14 лет, и лицеи, в которых дается полное среднее образование подросткам и юношам 11—19 лет. Окончившие начальные школы учатся затем в профессионально-технических училищах или идут на неквалифицированные работы в сфере физического труда, окончившие коллежи — в средних специальных учебных заведениях или работают в сфере обслуживания. Только лицеи открывают путь в высшие учебные заведения. Будущее учащегося решается, таким образом, когда ему исполнится 11—12 лет. В зависимости от способностей, а на самом деле от материальных возможностей и общественного положения ученики выбирают по рекомендации дирекции начальной школы и инспектора учебного округа учебное заведение для продолжения образования. Как правило, в старших классах начальной школы преобладают дети рабочих и крестьян, в общеобразовательных коллежах — дети средних слоев населения, в лицеях — социальная элита, среди выпускников лицеев дети рабочих составляют небольшой процент. Обучение во французских школах раздельное.8 Лицеи делятся на классические (гуманитарные) и реальные (естественнонаучные). Фуркация начинается с первого года обучения. Полное среднее образование делится на два цикла: в первый включены VI—III классы, во второй — II, I и выпускной класс (обозначение классов ведется в обратном порядке). Классическое отделение с третьего года делится еще на два. На втором цикле обучение проводится на 7—8 отделениях, в каждом из которых различное соотношение учебных часов на языки, гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. По окончании I класса учащиеся сдают первую часть экзамена на бакалавра, и те, кто получит это звание, переходят в выпускной класс с отделениями: философское, естественнонаучное и математическое, где готовятся к поступлению на соответствующие факультеты университета. По окончании этого класса они сдают экзамены комиссиям при университетах, вторую часть экзамена — на бакалавра, и те, кто его выдержит, поступают в университет. Таким образом, в средних школах действует система непрерывного отсева неугодных и отбора «способных», а в действительности детей имущих классов. Среднее образование отличается большой односторонностью: преобладающее место занимают гуманитарные науки. После второй мировой войны прогрессивные общественные деятели пытались изменить аристократический и классовый характер французского образования, обеспечить его демократизацию, ввести единство и преемственность школ. В 1947 году была создана комиссия Ланжевена-Валлона, которая разработала ценный проект школьной реформы. Однако он не был осуществлен. В 1959 году была проведена реформа школы, продлившая срок обязательного обучения до 16 лет и установившая для изучения всех школьников 11—15 лет «цикла наблюдения и ориентации». В этот период педагоги всех школ должны изучать способности и интересы детей не только путем тестов на установление умственной одаренности, но и привлекая другие методы. Жизнь показала, что эта реформа не отменила дуалистического характера французской школы и социальной дифференциации учеников внутри разнотипных школ. В 1965 году несколько изменилась дифференциация в старших—II и I —классах лицея и сближены классические и современные отделения, но в то же время в I и выпускном классах лицея введено больше отделений и усиливается специализация в каждом из них за счет сокращения общеобразовательных знаний. Профессиональное образование дается во Франции в различных школах и разных ступенях. Наиболее распространенным типом низшего профобразования являются государственные и частные центры ученичества со сроком обучения от 1 до 3 лет. Ученики сначала занимаются последовательно в нескольких мастерских, а затем работают по избранному профилю. Дети крестьян обычно посещают трехгодичные сельскохозяйственные курсы, которые обязательны для юношей 14—17 лет, не продолжающих образование. Система среднего профессионального образования включает технические коллежи и школы ремесла. Технические коллежи готовят кадры средней квалификации для промышленности и торговли, дают право поступления в высшие технические учебные заведения. Школы ремесла — это школы-тупики, учащиеся которых приобретают узкую специализацию и не получают права продолжать образование в высшей школе. В числе средних профессиональных школ имеются так называемые «нормальные школы», где готовят учителей начальных школ. Высшее образование осуществляется в университетах и в так называемых «больших школах», которые готовят деятелей высшей администрации. В эти школы принимают слушателей путем сложных конкурсов, женщины к ним не допускаются.
Проблема прочтения классики
Одной из серьезных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики. Литература прошлого впитала в себя опыт исторического развития общества, и в этом таятся не использованные до конца резервы усиления воспитательного воздействия ее на молодежь. Важно на ...
Характеристика описательной речи у детей 5 года жизни по результатам
констатирующего эксперимента
Исследование проблемы развития связной речи и постановка опытно-экспериментальной работы осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения. Для проведения эксперимента были выбраны дети 5 года жизни, так как именно этот период дошкольного возраста является сензитивным для развития связ ...
Перспективы развития системы повышения квалификации в Республике Казахстан
Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и в целом успешная модернизация образования в Республике всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Готовность к изменениям – это главный показатель модели современного пе ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.