Констатирующий эксперимент и его анализ

Страница 1

Экспериментальное исследование проводилось в логопедической подготовительной группе детского сада № 123 г. Тюмени. В исследовании участвовало 20 детей с ОНР III уровня, которые были распределены в экспериментальную и контрольную группы.

Исследование состояния связной речи начиналось с изучения имеющейся на каждого ребенка медицинской и педагогической документации, дополнительные анамнестические сведения были получены из бесед с воспитателями и родителями. Исследование проводилось индивидуальным способом в несколько приемов. Все задания предлагались последовательно, в разные дни и утренние часы. Динамические наблюдения за состоянием речи осуществлялись в течение всего периода экспериментального исследования.

Были экспериментально изучены навыки детей в составлении:

1. Пересказа

2. Рассказа по серии сюжетных картин

3. Рассказа из личного опыта

4. Рассказа на тему (и продолжение по заданному началу).

Индивидуальный качественный анализ высказываний детей с ОНР III уровня позволил установить несколько уровней, оцениваемых в баллах, выполнения заданий по каждому из видов рассказывания. Основными критериями оценки стали: степень самостоятельности при составлении рассказа, адекватность поставленной задачи, полнота, связность и последовательность изложения, соответствие грамматическим нормам.

Описание эксперимента:

Детям предлагались следующие задания:

1. Пересказ русской народной сказки "Репка".

2. Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять пересказ по тексту.

3. Рассказ по серии картин "Находчивый котенок".

4. Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин.

5. Рассказ из личного опыта "Моя любимая игрушка".

6. Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ из личного опыта.

7. Рассказ на тему и продолжению по данному началу.

8. Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по предложенной теме и данному началу.

Система оценки выполнения этих заданий представлена нами в виде схемы в таблице 2.

Таблица 2. Схема оценки уровня выполнения заданий

Уровень выполнения задания в баллах.

Вид задания

1. Пересказ

2. Рассказ по серии сюжетных

картин

3. Рассказ из личного опыта

4. Рассказ на тему и продолжение по данному началу

4 балла (хороший)

Пересказ составлен самостоя-тельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются раз-нообразные языковые средства в соответствия с текстом произведе-ния. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного языка

Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей) *

Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы зада-ния. Все его фрагменты пре-дставляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грам-матических средств соотв-етствует возрасту.

Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения. Творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных обра-зов. Языковое оформление, в осно-вном, соответствует граммати-ческим нормам.

3 балла (удовлетворитель-ный)

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы" указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание карти-нок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа, изображенному сюжету). Отмечаются неявно выраженные нарушения связн-ости повествования, единичные ошибки в построении фраз.

Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.).

Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются неявно выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.

2 балла (низкий)

Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск сущ-ественных моментов действия и целых фрагментов, что наруша-ет смысловое соответствие рассказа, изображенному сюже-ту. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

Отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть пред-ставляет простое перечис-ление предметов и действий (без детализации); отмечает-ся крайняя бедность содержания; резко на-рушена связность повество-вания; грубые лексико-грам-матические недостатки, зат-рудняющие восприятие рас-сказа.

Рассказ составлен целиком по наво-дящим вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен и продо-лжен в соответствии с заданием, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допус-каются грубые смысловые оши-бки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

1 балл Задание не выполнено

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Организация работы по формированию познавательной активности учащихся
Педагогический эксперимент мы рассматриваем как один из основных методов нашего исследования, применявшихся для выявления и обоснования педагогических условий совершенствования системы формирования познавательной активности у студентов. Для достижения цели опытно-экспериментальной работы решались с ...

Разработка и реализация комплекса уроков по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3 «А» экспериментального класса на русского языка. Целью формирующего эксперимента стало формирование коммуникативных универсальных учебных де ...

Педагогика как наука
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества. Свое на ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru