В типовых положениях о высшем профессиональном училище (например, утвержденном приказом Гособразования от 8 июля 1991 г. №331) отмечалось, что повышенная подготовка обеспечивается:
- уровнем квалификации (тарифным разрядом, классом, категорией, званием), а также получением рабочими особо сложных или особо опасных профессий – среднего профессионального (специального) образования;
- широтой профиля подготовки;
- овладение информационными технологиями, предпринимательскими, коммерческими и другими дополнительными навыками.
Важно подчеркнуть, что подготовка квалифицированных рабочих в профессиональном лицее (ВПУ) осуществляется на ступенчатой основе. Число ступеней может изменяться в зависимости от конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. При этом каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и подтверждается выдачей диплома установленного образца.
Последние годы характеризуются бурным развитием профессионального лицея в системе начального профессионального образования, что обусловлено объективными причинами. Переход к рыночной экономике, рынку труда настоятельно требует повышения уровня и качества подготовки рабочих.
Необходимо отметить, что еще с 70-х гг. текущего столетия Минтрудом разрабатываются, отменяются и вновь вводятся Перечни особо сложных и опасных профессий рабочих высших разрядов, которым по уровню квалификации требуется среднее специальное (профессиональное) образование. Сегодня каждое шестое учреждение начального профессионального образования является профессиональным лицеем, выпускающим квалифицированных рабочих, которые в целом успешно трудоустраиваются после выпуска из образовательного учреждения.
В целях дальнейшего повышения требований к реализации интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в профессиональный лицей введена практика лицензирования и аккредитации образовательных программ среднего профессионального образования в порядке и на условиях, установленных в свое время Госкомвузом России для средних специальных учебных заведений, издан ряд документов, в которых Министерством общего и профессионального среднего образования сформулированы дополнительные требования по этому виду образовательных учреждений. Установлен порядок организации профессиональных лицеев (высших профессиональных училищ).
Профессиональное образование – это базис социально-экономического развития общества, основа научно-технического прогресса, многих сфер жизнедеятельности государства, средство формирования, развития и самоутверждения личности. Оно направлено на достижение всеобщей профессионализации общества, удовлетворение потребностей личности в дифференцированных профессиональных образовательных услугах.
Система начального профессионального образования – социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою логику развития. Всякая попытка растворить или подчинить ее другим системам образования ничего не приносит, кроме разрушения, и приводит к ослаблению социально-экономических основ развития общества. В качестве составной (базисной) структуры и фундаментальной основы непрерывного образования эта система выполняет важнейшие социальные, экономические, образовательные, научно-технические, личностно-профессиональные, воспитательные, интегративные функции.
Характеристика описательной речи у детей 5 года жизни по результатам
констатирующего эксперимента
Исследование проблемы развития связной речи и постановка опытно-экспериментальной работы осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения. Для проведения эксперимента были выбраны дети 5 года жизни, так как именно этот период дошкольного возраста является сензитивным для развития связ ...
Обучение аудированию на коммуникативной основе
Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуац ...
Сенсорное развитие как важное звено познавательного развития ребёнка
раннего возраста
Прежде чем мыслить ребёнок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.) Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т.е. чувственного отражения в мозге ребёнка предметов и явлений окружающей действительности. Отдельные ощущ ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.