Самостоятельное решение учащимися задач повышенной трудности.
Решение задач различными способами; поощрение оригинальных способов решения.
Включение в качестве домашнего задания и дополнительного задания в контрольные работы примеров и задач, отличных от разобранных в классе (составляя такого рода задание, надо учесть, чтобы для его выполнения было достаточно тех знаний, которые имеются у учащихся).
Включение в систему упражнений вопросов, прямых ответов на которые нет ни в учебнике, ни в объяснении учителя.
Составление задач и упражнений самими учащимися (например, дать ученикам задание составить задачу на нахождение площади нестандартной фигуры по готовому чертежу. Выполняя это задание ребята уже будут продумывать способы ее решения).
Решение задач практического содержания (выполняя решение таких задач учащиеся понимают необходимость и жизненную важность изучения данной темы).
Важно отметить, что школьники, как и все люди вообще, мыслят по разному: у одних преобладает абстрактное, словесно-логическое мышление (в этом случае можно говорить об аналитическом складе ума), у других преобладает образное мышление (в таких случаях говорят об образном, художественном типе мышления), у третьих образные и абстрактные компоненты мышления находятся в равновесии (гармонический склад ума). Школьники, имеющие аналитический склад ума, страдают там, где успешность работы зависит от развития воображения, поэтому геометрия им дается труднее, чем алгебра. Аналитик легче рассуждает, чем действует, легче объясняет, как надо решить задачу, чем решает ее, в отличие от школьника с сильно развитым образным мышлением, который, не пускаясь ни в какие рассуждения, просто "видит", о чем идет речь. Для школьников с образным типом мышления трудности возникают там, где приходится работать без наглядной опоры. Даже когда их деятельность протекает в уме, она нуждается в опоре на образы, на работу представления и воображения. Как заметил В.А. Крутецкий, образность часто заменяет представителям этого типа мышления логичность. Учащиеся с преобладанием образных компонентов мышления, как показал В.А. Крутецкий, гораздо лучше себя чувствуют при работе со зрительным материалом, чем со словесно-логическим. Словесное объяснение решения задачи они воспринимают хуже, чем рисунок или чертеж.
Один из путей обучения школьников с различными складами ума- это введение элементов образности в абстрактный материал и установление смысловых связей в разнородном конкретном материале. Другой путь – это целенаправленная работа по развитию как теоретического, так и образного мышления школьников.
Реализации этих путей при обучении математике может способствовать решение задач, направленных на формирование и развитие эстетического вкуса учащихся, поскольку здесь абстрактное соединяется с образным.
Не следует забывать, что помимо развивающей, обучающей и развлекательной функций, игра на внеклассном мероприятии осуществляет такую важную функцию, как воспитательную. Командная игра воспитывает в ее участниках умение слушать и ценить мнение своих товарищей, чувство ответственности за свою команду. Подобное мероприятие способствует сплочению коллектива школьников. Выбор групповых форм работ обоснован и возрастными особенностями школьников. Ведь известно, что подросток высоко ценит свои отношения со сверстниками, а успехи в среде сверстников ценятся всего более. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные задания, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная реакция на слишком простые задачи. Такие задачи их не привлекают, и они отказываются их выполнять из-за соображений престижности. Высокий статус среди сверстников может быть достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Именно эти особенности школьников данного возраста позволяют эффективно использовать групповые и коллективные формы работы.
Говоря о воспитании на уроках и внеклассных мероприятиях по геометрии нельзя не сказать об эстетическом воспитании школьников. В процессе формирования гармонически развитой личности эстетическое воспитание, органически входящее в преподавание всех школьных дисциплин, занимает особое место. Важную роль в эстетическом воспитании играет умелое преподавание математики. Математика, а именно геометрия, имеет много присущих только ей возможностей для решения этой важной проблемы. Дети любят красивое и увлекательное. Всем этим богата математика. Вдумчивые учителя из урока в урок показывают учащимся, что математика замечательна своей стройностью, точностью, связанностью всех своих частей. Источниками эмоционального и эстетического воздействия математики на школьников являются непременность ее выводов, универсальность применений, совершенство языка, романтичность ее истории и т.д.
Сущность понятия патриотизма
Гражданственность, патриотизм – основа духовной жизни человека, его стремление к свободе. Это положение даёт основание утверждать, что идея государственного патриотизма является в настоящее время тем стержнем, концептуальной духовной опорой, которая может объединить вокруг себя всех граждан независ ...
Проблемы обеспечения качества подготовки
В настоящем небольшом подразделе кратко подведены итоги обсуждения, предпринятого в предыдущем подразделе, под углом зрения обеспечения качества учебного процесса и его результатов. Все меры, предполагаемые Болонским процессом, своей сверхзадачей имеют именно повышение качества подготовки, должны в ...
Организация педагогического эксперимента по развитию внимания у старших школьников
в процессе изучения темы: графический редактор
Для подтверждения или опровержения полученных выводов в теоретическом анализе литературы и выдвинутой гепотизы, что уровень внимания и успеваемость у старших школьников будет выше, если в процессе изучения темы графический редактор строить урок по модульному принципу, необходимо провести педагогиче ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.