Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, коммуникативных отношений, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – мыслящей творческой личности. Наблюдение за поведением ребенка во время игры очень многое может поведать взрослому об индивидуальности ребенка и представит возможность направить воспитательные усилия в нужное русло.
Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
Организация: Наблюдение проводится в естественных условиях в течении 2-3 дней. Длительность каждого наблюдения 20-30 минут. наблюдение и анализ осуществляется по следующим направлениям:
I. Продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, аппликация, лепка, ручной труд)
а) длительность; б) разнообразие; в) насыщенность (содержательность) е) самостоятельность, активность; ж) наличие интереса к результату.
2. Игровая деятельность.
а) виды предпочитаемых игр (подвижные, музыкальные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные); б) формы организации (совместно-групповая, индивидуальная, малая группа).
II. Коммуникация
а) эмоциональная насыщенность (наличие доброжелательности); компетентность (умение слушать, действовать совместно, договариваться и пр.) в) выразительность (разнообразие средств общения: слово, жесты, мимика, пластика); г) направленность (с кем предпочитают чаще вступать в контакт – со взрослыми или сверстниками; д) содержание (по поводу чего происходит общение, чем интересуются в процессе коммуникации; е) длительность и стабильность коммуникативных контактов.
К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Словесные игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу.
Далее предлагается система игр, направленных на развитие общения, система игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого общения и развития коммуникативных отношений между детьми, которые также являются методами и приемами при проведении коррекционных занятий.
1. «Что в чем»
Для игры необходим набор предметных картинок или сами предметы. Детям показывают предметы (картинки) по одному и спрашивают, что есть у каждого предмета (то есть из чего он состоит). например, что есть у стула (ножки, сиденье, спинка), у телевизора (экран, кнопки, корпус), у собаки (лапы, хвост, голова). В дальнейшем правила игры усложняются, и она постепенно начинает использоваться только в словесном варианте. Для упорядочения ответов играющих можно воспользоваться мячом: ребенку бросают мяч и говорят слово, например: «дом», а он должен назвать любую часть этого объекта, например «крыша», «труба», «окно» или «дверь».
2. «Кем (чем) был? Кем (чем) будет?»
Детям предъявляются картинки, к которым они должны найти пару, отражающую либо прошлое, либо будущее объекта, предмета, явления. Например: семечко – подсолнух, котенок – кошка, мальчик – мужчина.
3. «Кто кем становится»
Жил был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая… (собака)
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал… (конем)
Бык, могучий великан,
В детстве был… (теленком)
Толстый увалень баран –
тоненьким… (ягненком).
Этот важный кот Пушок
Маленьким… (котенком)
А отважный петушок –
крохотным … (цыпленком)
Вырастают… (утки) –
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
3. «Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное». Во время игры воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
Качественное различие инновационного и
традиционного обучения
Поскольку педагогическая деятельность (педагогическая практика) - это гуманитарная человеческая практика, то, следовательно, способ образования самой практики (деятельности) и может служить основанием для различения практик. Главным слагаемым в любом способе деятельности являются его целеполагание ...
Драматизация на уроках литературного чтения как фактор развития
эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников
В данной главе нам предстоит дать характеристику программе опытного обучения, в качестве которой выбрана программа Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Объект характеристики – книги для чтения «В океане света» (1 и 2 часть) для 4 класса. Целью программы является не только совершенствовать навыки чтения и а ...
Технологическая компетентность
В настоящее время повышение технологической культуры учащихся является общепризнанной и актуальной задачей. К сожалению, педагогическая наука не удовлетворяет возросшим требованиям практики. Причину следует искать в том, что организация учебного процесса и его содержание не успевают претерпевать ад ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.