Информация о педагогике » Развитие коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития » Коррекционная работа по проблеме развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Коррекционная работа по проблеме развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Страница 4

Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, коммуникативных отношений, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – мыслящей творческой личности. Наблюдение за поведением ребенка во время игры очень многое может поведать взрослому об индивидуальности ребенка и представит возможность направить воспитательные усилия в нужное русло.

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей

Организация: Наблюдение проводится в естественных условиях в течении 2-3 дней. Длительность каждого наблюдения 20-30 минут. наблюдение и анализ осуществляется по следующим направлениям:

I. Продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, аппликация, лепка, ручной труд)

а) длительность; б) разнообразие; в) насыщенность (содержательность) е) самостоятельность, активность; ж) наличие интереса к результату.

2. Игровая деятельность.

а) виды предпочитаемых игр (подвижные, музыкальные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные); б) формы организации (совместно-групповая, индивидуальная, малая группа).

II. Коммуникация

а) эмоциональная насыщенность (наличие доброжелательности); компетентность (умение слушать, действовать совместно, договариваться и пр.) в) выразительность (разнообразие средств общения: слово, жесты, мимика, пластика); г) направленность (с кем предпочитают чаще вступать в контакт – со взрослыми или сверстниками; д) содержание (по поводу чего происходит общение, чем интересуются в процессе коммуникации; е) длительность и стабильность коммуникативных контактов.

К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Словесные игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу.

Далее предлагается система игр, направленных на развитие общения, система игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого общения и развития коммуникативных отношений между детьми, которые также являются методами и приемами при проведении коррекционных занятий.

1. «Что в чем»

Для игры необходим набор предметных картинок или сами предметы. Детям показывают предметы (картинки) по одному и спрашивают, что есть у каждого предмета (то есть из чего он состоит). например, что есть у стула (ножки, сиденье, спинка), у телевизора (экран, кнопки, корпус), у собаки (лапы, хвост, голова). В дальнейшем правила игры усложняются, и она постепенно начинает использоваться только в словесном варианте. Для упорядочения ответов играющих можно воспользоваться мячом: ребенку бросают мяч и говорят слово, например: «дом», а он должен назвать любую часть этого объекта, например «крыша», «труба», «окно» или «дверь».

2. «Кем (чем) был? Кем (чем) будет?»

Детям предъявляются картинки, к которым они должны найти пару, отражающую либо прошлое, либо будущее объекта, предмета, явления. Например: семечко – подсолнух, котенок – кошка, мальчик – мужчина.

3. «Кто кем становится»

Жил был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая… (собака)

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал… (конем)

Бык, могучий великан,

В детстве был… (теленком)

Толстый увалень баран –

тоненьким… (ягненком).

Этот важный кот Пушок

Маленьким… (котенком)

А отважный петушок –

крохотным … (цыпленком)

Вырастают… (утки) –

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

3. «Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное». Во время игры воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Качественное различие инновационного и традиционного обучения
Поскольку педагогическая деятельность (педагогическая практика) - это гуманитарная человеческая практика, то, следовательно, способ образования самой практики (деятельности) и может служить основанием для различения практик. Главным слагаемым в любом способе деятельности являются его целеполагание ...

Драматизация на уроках литературного чтения как фактор развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников
В данной главе нам предстоит дать характеристику программе опытного обучения, в качестве которой выбрана программа Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Объект характеристики – книги для чтения «В океане света» (1 и 2 часть) для 4 класса. Целью программы является не только совершенствовать навыки чтения и а ...

Технологическая компетентность
В настоящее время повышение технологической культуры учащихся является общепризнанной и актуальной задачей. К сожалению, педагогическая наука не удовлетворяет возросшим требованиям практики. Причину следует искать в том, что организация учебного процесса и его содержание не успевают претерпевать ад ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru