Информация о педагогике » Этапы проведения и оформления научных исследований » Выбор методов, проверка гипотезы исследования, формулировка выводов

Выбор методов, проверка гипотезы исследования, формулировка выводов

Страница 1

Процесс научного исследования начинается с возникновения идеи, связывающей все его структурные элементы и определяющей порядок выполнения работы, который зависит от вида исследования. В целом все авторы отмечают общую последовательность его выполнения:

1. Выбор темы исследования, установление проблемы.

2. Определение объекта, предмета, формулирование целей и задач.

3. Выбор методов и разработка методики исследования.

4. Теоретические исследования, выдвижение гипотезы исследования.

5. Эмпирическое исследование, проверка гипотезы.

6. Анализ результатов; формулировка промежуточных и предварительных выводов, апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

7. Оформление научной работы.

8. Внедрение результатов.

Выбор темы – важный и трудоемкий процесс эмпирического этапа исследования, когда происходит извлечение знания о том, что известно в некоторой научной области, т.е. добывание фактов. Выбранная тема должна отвечать требованиям актуальности и новизны. Темы исследований для курсовых и квалификационных работ студентов заранее предлагаются кафедрами факультета исходя из производственных и образовательных задач, поставленных перед коллективом ученых. При этом учитываются и научные интересы будущего исследователя. Выбору темы способствуют приемы:

– просмотр аналитических обзоров достижений науки;

– изучение ранее выполненных работ;

– ознакомление со специальной литературой, новейшими достижениями в выбранной области знаний, например поиск темы «на стыке наук»;

– теоретическое обобщение материалов экспедиционных, статистических, описательных исследований;

– экспериментальная проверка гипотезы, выдвинутой авторитетными учеными, но еще не проверенной;

– консультации с ведущими специалистами для выявления малоизученных проблем и вопросов.

Исходным методологическим пунктом исследования является определение объекта и предмета научного исследования. Далее выполняется сбор и первичная обработка фактов, их оценка, описание в научных терминах, систематизация или классификация, отбор типичных фактов. Научная проблема устанавливается на основе анализа и критики обобщенного, приведенного в систему знания. К примеру, обзор литературы позволяет выявить еще не решенные в этой области проблемы.

Постановка проблемы завершается ее описанием, составлением перечня вопросов, требующих ответа, формулированием темы. Особое значение приобретает составление понятийного словаря исследования, который уточняется и дополняется в ходе работы. В нем при помощи точных терминов или понятий обозначаются все эмпирические данные и факты. Это помогает исследователю усвоить понятийный аппарат исследования и осознать информационные потребности.

Задачи научного исследования определяют все его многочисленные звенья. От поставленных задач зависит выбор методов исследования, последовательность их применения; задачи исследования предусматривают и соответствующую организацию научной работы. Для каждой задачи необходим такой выбор методов и способов организации деятельности, который обеспечил бы ее разрешение. Целенаправленность исследования - первейшее условие плодотворности научной работы.

Нередко в практике наукотворчества при планировании работы, как одиночного исследователя, так и целой группы, бригады научных работников достаточно обоснованно выдвигается ряд вопросов, ряд задач. Эти задачи иногда разрешаются последовательно, если логически вытекают одна из другой. В других случаях их разработка может происходить без соблюдения строгой последовательности, даже одновременно. Это характерно для ситуаций, когда задачи изыскания направлены на углубленное изучение различных сторон одного и того же явления или процесса.

Методы исследования в работе должны подбираться так чтобы с их помощью можно было осветить все основные стороны поставленной задачи, чтобы они дополняли друг друга, чтобы была возможность взаимной проверки результатов, полученных в ходе их использования. Иными словами, совокупность методов подобранных для решения данной задачи, должна представлять нечто целое, в котором каждый метод прямо необходим и может быть успешно применен в данных конкретных условиях.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Клинико–психолого–педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения головного мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях. У многих из них выя ...

Анализ результатов формирующего эксперимента
В ходе формирующего эксперимента был представлен комплекс упражнений для младших школьников, главная цель которого заключалась в формировании у учащихся следующих умений: 1) умение выделять этикетные формулы в потоке как устной, так и письменной речи; 2) умение разделять формулы речевого этикета по ...

Профессиональная характеристика профессии «Мастер по лесному хозяйству»
1. Профессия: мастер по лесному хозяйству Профессии: лесник; егерь; тракторист-машинист; слесарь-ремонтник; водитель автотранспортных средств. 2. Назначение профессии Мастер по лесному хозяйству является работником широкого профиля, выполняет лесохозяйственные, лесокультурные, лесозаготовительные р ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru