Застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении детей и в их отношениях. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми детьми, отрицательные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, скованность в присутствии других детей. У некоторых детей данное качество остается устойчивой чертой личности, которая во многом усложняет и омрачает его жизнь. Поэтому для воспитателя (педагога) очень важно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.
К таким детям при диагностическом обследовании можно отнести Верхотурова Ваню. Ваня поступил в центр реабилитации на I курс логокоррекции впервые из социального центра «Солнышко» Приаргунского района с диагнозом ЗПР. При встрече и в ходе общения ребенок испытывал эмоциональный дискомфорт, который проявлялся в робости, неуверенности, напряжении. В процессе беседы на личные темы он начинал вести себя особенно сдержанно, испытывал напряжение и скованность. Ваня – это такой ребенок, который с одной стороны доброжелательного относится к другим детям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять себя и свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Его застенчивость проявляется в самых разных ситуациях общения ребенка, даже тогда, когда оно имеет явно игровой характер. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях, в которой ожидает неуспех, он робко смотрит в глаза, не решаясь попросить о помощи.
Для проведения коррекционной работы, направленной на формирование и развитие общения с другими детьми и воспитателем, проводятся упражнения и занятия, направленные на снятие скованности, неуверенности в себе. Например:
1. «Сбрось усталость»
2. Упражнение «Заряд бодрости»
3. Упражнение «Дыши и думай красиво»
4. Упражнение «Очки»
5. Игра-перевоплощение «Представь себе, что ты паучок»
6. Занятие «Скажи хорошее о друге»
7. Игра «Ветер дует на…»
8. Упражнение «Как меня зовут»
В результате проведенных коррекционных мероприятий на протяжении 3-х недель ребенок стал более общительным, более раскованным и менее застенчивым. Работа по преодолению трудностей в общении продолжается в процессе доброжелательных бесед на личностные темы, игр и упражнений, снимающих напряжение и скованность, упражнений, направленных на самооценку ребенка.
Следует подчеркнуть особую, характерную для застенчивых детей, потребность оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства.
Для того, чтобы ребенок стал в дальнейшем наиболее раскрепощенным, появилась уверенность в себе, я предлагаю ряд методических рекомендаций, направленных на формирование преодоления трудностей в общении с детьми и воспитателем.
Прежде всего доброжелательное отношение к ребенку на протяжении всего периода пребывания его в стационаре. Привлекать его внимание к себе с помощью доброжелательных бесед, направленных на раскрепощение ребенка, а также вовлекать его во все виды занятий и упражнений.
Для дальнейшей коррекционной работы были подобраны следующие упражнения и занятия, направленные на формирование общения с детьми.
1. Упражнение «Как меня зовут»
2. Пластический этюд «Солнышко»
3. Игра «Дотронься до…»
4. Игра «Скажи хорошее о друге»
5. Игра «Найди друга»
6. Игра «Солнечный зайчик»
7. Рисование на тему «Какой я есть, когда боюсь, и какой, когда ничего не боюсь».
8. Упражнение «Сбрось усталость»
9. Игра «Мы соскучились друг по другу»
10. Игра «Узнай по описанию»
Предложенные занятия и упражнения желательно проводить как с небольшой группой детей, так и индивидуально.
Игра принимает всех
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним; фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребенку. Игра – это творческая деятельность. Игра нравится самому играющему, она – самоцель, и поэтому выбирается свободно. Игра – это развитие коммуникативных навыков в первую очередь. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения, речи. В игре ребенок учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре.
Цели место и изучения
функциональной линии
Ни одно из других понятий не отражает явлений реальной действительности с такой непосредственностью и конкретностью, как понятие функциональной зависимости. Ученик буквально на каждом шагу встречается с разными применениями функциональной зависимости, в том числе изображённой в виде графиков и диаг ...
Элементы и техника выполнения пейзажа
К основным формам и явлениям природы относятся земля, растительный покров, вода, небо, воздух и свет. Рассмотрим некоторые приемы их воспроизведения в пейзажном жанре. Земля Первоочередная задача рисующего – показать положения земной поверхности в пространстве, ее движение в глубину. Это движение м ...
Значение «Домостроя» в жизни общества
Неопределенность и некая многозначность содержания «Домостроя» объясняется происхождением памятника, типичного для средневековой литературы памятника нравоучительной литературы. Нравоучительной – а это, прежде всего, значит, что повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.