Метод обучения – система действий учителя, организующего практическую и познавательную деятельность ученика, которая устойчиво ведет к усвоению содержания образования.
Номенклатура методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский, метод акцентирования эмоций и ценностей, метод адекватных эмоций, метод эмоционально-ценностных контрастов.
Операциональный аспект обучения состоит в организованной взрослыми учебно-познавательной деятельности учащихся в целях усвоения ими содержания образования. Основной дидактической единицей этого процесса является метод обучения. Поэтому главными признаками любого метода обучения являются:
1) направленность на усвоение определенного элемента содержания образования в его конкретном воплощении;
2) организуемый характер учебно-познавательной деятельности, зависящий от способа усвоения этого элемента;
3) совместный коллективный характер деятельности обучающих и обучаемых (18, с 166).
Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нем этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить достижение всех целей воспитывающего обучения.
Понятие «метод обучения» отечественные педагоги трактовали по-разному. Одни понимали его как «способ передачи другим познаний» (Д.И.Тихомиров) или относили к нему «вообще все способы, приемы и действия учителя, которые направлены к достижению целей образования» (К.В.Ельницкий). Другие рассматривали метод обучения «как совокупность координированных приемов преподавания» (С.А.Ананьев). Значительная часть теоретиков педагогики при определении понятия на первый план выдвигали «расположение учебного материала» (Л.Соколов, К.Смирнов и др.). Некоторые педагоги рассматривали метод обучения как «путь, который мы заранее намечаем для достижения целей образования .» (Н.М.Шульман). Е.И.Перовский определял метод обучения как «формы движения содержания в процессе обучения»,
М.А.Данилов — как «применяемый учителем логический способ, Посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и Овладевают умениями и навыками» и т.д.
Эмпирический подход к проблеме методов обучения привел к большому разнообразию в номенклатуре их у разных авторов без научного обоснования числа, системности, необходимости, достаточности, принципов классификации и границ применения методов обучения. Как, по источникам знаний методы обучения подразделялись на словесные, наглядные и практические. (Е.И.Перовский, Н.М.Верзилин, Е.Я.Голант), по основным дидактическим целям выделялись методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки (М.А.Даншюв, Б.П.Есипов). Предлагалось выделять активные методы обучения (лабораторный, работа учащихся с книгой) и пассивные - изложение учителя, демонстрация и пр. (Е.Я.Голант), хотя по характеру познавательной деятельности обе группы методов обучения могут осуществляться по разному.
Большинство педагогов согласны с точкой зрения, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях:
Первый уровень - осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала;
Второй уровень - применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации;
Третий уровень - творческое применение знаний и способов деятельности в незнакомой ситуации.
Но В.П. Зинченко в своей книге «Живое знание» обосновывает и высший уровень присвоения знания - «живое знание». По мнению А.Н. Леонтьева: «Недостаточно, чтобы ребенок усвоил значение данного предмета безразлично теоретическое или практическое, но нужно, чтобы он соответственно отнесся к изучаемому, нужно воспитать у него требуемое отношение. Только при этом условии приобретаемые им знания будут для него живыми знаниями, станут подлинными «органами его индивидуальности» и, в свою очередь, определят его отношение к миру» (6, с.299). Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения знаний. С другой стороны они должны обеспечивать усвоение всех элементов содержания образования. Следовательно, должны быть методы обучения, обеспечивающие четвертый уровень присвоения знаний и усвоение эмоционально-ценностного компонента содержания образования.
В настоящее время в практике работы многих учителей методы обучения обеспечивают усвоение знаний и способов деятельности главным образом на первых двух уровнях. Одной из причин недостаточного внедрения методов обучения, обеспечивающих творческое применение знаний и их эмоционально-ценностное принятие, является слабая разработанность теоретической концепции методов обучения, которой свойственны описательность, эмпиризм. В 70-80-е годы осуществлены попытки системного подхода к изучению проблемы методов обучения.
Тенденции современного исторического образования
Современные тенденции современного исторического образования отражены непосредственно в образовательном стандарте начального общего образования по окружающему миру. Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей: – развитие восприятия как умения наблюдать, вооб ...
Насыщенные монокарбоновые кислоты. Методы
получения
Монокарбоновые кислоты получают окислением органических соединений, гидролизом галогенпроизводных, путем превращения металлорганических соединений. Промышленно важным методом является реакция карбонилирования спиртов, эфиров, галогенуглеродов. Известны также многие специфические методы получения ка ...
Анализ системы физического образования в технических вузах в контексте
парадигмы фундаментальности профессионального образования в период перестройки
Сравнительный анализ теории и практики учебно-воспитательного процесса в советской школе и основных тенденций педагогической мысли постсоветского периода неизбежно приводит к выводу, что распад СССР в конце ХХ века привел ко многим реформаторским преобразованиям в образовании и науках технического, ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.